Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ

Система государственного регулирования в России стала складываться в начале 90-х годов в процессе развертывания экономических реформ и формирования отечественного рынка.

В России стихийно сложилась смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами, в частности, для коммерческих банков. Однако формирование системы государственного регулирования в России идет по направлению американской модели, это:

· Создание концепции развития рынка ценных бумаг в России;

· Формирование нормативно-правовой базы функционирования рынка ценных бумаг;

· Создание специального органа, регулирующего фондовый рынок – Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

В соответствии с российским законодательством государственное регулирование в Российской Федерации осуществляется путем:

- установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников РЦБ и ее стандартов;

- регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

- обеспечения системы контроля за достоверностью информации о результатах экономической деятельности, предоставляемой эмитентами владельцам ценных бумаг;

- лицензирования деятельности банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж;

- обеспечения контроля за деятельностью банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж;

- создания системы обеспечения прав инвесторов и контроля за соблюдением их прав эмитентами, банками, страховыми и иными кредитно-финансовыми учреждениями, профессиональными участниками РЦБ и фондовыми биржами;

- запрещения и пресечения деятельности граждан и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на РЦБ без соответствующих лицензий.

Лицензирование деятельности профессиональных участников осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам или уполномоченные ею органы на основании генеральной лицензии. Для получения лицензии на право осуществления определенного вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг организация должна удовлетворять установленным требованиям (см. тему 3).

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственное регулирование осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

Государственное регулирование фондового рынка в России осуществляется в двух основных формах:

1) Прямое или административное управление, включающее:

· установление обязательных требований к участникам РЦБ;

· регистрация участников РЦБ и эмиссионных ценных бумаг;

· лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ;

· поддержание правопорядка на РЦБ.

2) Косвенное или экономическое управление РЦБ, которое включает:

· систему налогообложения операций с ценными бумагами;

· денежно-кредитную политику;

· финансовую политику, в части выпуска а обращение государственных ценных бумаг.

Федеративное устройство России предполагает двухуровневое регулирование рынка ценных бумаг: на федеральном и региональном уровнях. Если федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков ценных бумаг пока еще формируется. Это связано с тем, что в целом региональные рынки характеризуются недостаточным развитием инфраструктуры и сети коммуникаций. Хотя примеры городов Москвы и Санкт-Петербурга, Нижегородской и Свердловской областей свидетельствуют о больших перспективах их развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: