double arrow

Алалия – системное полиморфное недоразвитие речи органического центрального характера

Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, lalio — говорю, речь) — в переводе отсутствие речи, безречье — встречается в литературе, посвященной нарушениям речи, с давних пор. Кроме термина «алалия», для обозначения этого нарушения речи в литературе (особенно в зарубежной) используются и многие другие термины: «врожденная афазия», «онтогенетическая афазия», «афазия развития», «дисфазия», «задержка речевого развития», «конституциональная задержка речи», «нарушенное усвоение языка», «слухонемота» и т. д.

История.

А. Куссмауль (1877) – все речевые нарушения назывались алалия. Потом стали разграничивать алалию и магилалию(нарушение артикуляции).

1888 – алалия, это недоразвитие всех систем речи, а не только звукопроизношение.

В 1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но, как и И. Франк, рассматривает ер в связи с артикуляционными расстройствами. Алалия противопоставляется дислалии как полная невозможность артикулирования, что позже правомерно стало именоваться анартрией.

В 60-е годы прошлого века Труссо предложил термин «афазия», который сменил используемый Брока термин «афемия», под ним подразумевались случаи утраты речи.

Париж, Франция, 1861 – Брока открыл третью нижнюю лобную извилину доминантного(левого) полушария.

Правая сторона – дэкстра. Леваяч – синистра.

1874 – Вернике, височная доля. «афазия Вернике».

В последующих работах разных авторов термины «алалия» и «афазия» («дисфазия») еще длительное время употребляются без достаточного разграничения, только к 30-м годам нашего столетия в отечественной логопедии понятия «алалия» и «афазия» окончательно разводятся: алалия — недоразвитие речи, афазия — ее утрата, распад. В 50—60-е годы это разграничение утвердилось.

Направления в изучении: 1) клинический аспект (Мнухин, Мастюкова, Эйдинова, Белова-Давид); 2) физиологический аспект (Трауготт, Кайданова, Самойлова, Мациева (Гуровец); 3)психологический аспект (Левина, Маркова, Феличева, Жаренкова); 4)лингвистический (Орфинская, Богачева, Алмазова, Селиверстов); 5)психолингвистический (Гриншпун, Халилова, Соботович, Ковшиков); 6) комплексный медико-психолого-педагогический аспект (Белякова, Завгородняя, Бабина, Гаркуша).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: