В середине 20в. Развивается психологическая наука.
Учитывает нарушения психологических процессов, патологию некоторых сторон психической деятельности (мотивация, регуляция, контроль), дисбаланс развития отдельных этапов речи. – Р.Е. Левина, Г.И. Жеринкова, Г.А. Каше, Н.А, Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Чиркина, Пласенко и др.
1951 г. Р.Е. Левина провела исследования => книга «Опыт изучения неговорящих детей Алаликов» => предложила психологическую классификацию Алалии, показывающую зависимость речи от других высших психических процессов.
Выделила 3 группы детей = 3 формы Алалии:
· С преимущественно недоразвитием слухового фонематического восприятия – достаточно умственно способны, нормальный артикуляционный аппарат, слух отличается специфической невосприимчивостью к звукам речи. Восприятие окружающей среды возможно лишь через улавливание общих контурных ударных частей слова – интонации => понимание речи лишено четкости, дети смешивают слова, различающиеся 1-2 звуками, со сходным звуковым составом, ударностью => особенно тяжело отражается на письме.
|
|
· С преимущественно недоразвитием зрительного предметного восприятия – нормальное периферическое зрение, но трудности в зрительном восприятии предметного мира, высшего зрительного анализа => бедный словарь, ограниченное представление об окружающем, замедленное развитие понимания различия слов, недостаточность понимания читаемого, стойкий аграмматизм.
· С нарушением психической активности – снижение общей психической активности => нарушение интегративного взаимодействия анализаторных систем, снижение работоспособности и повышение утомляемости.
Общее при всех формах:
Ø Несформированность целевых установок.
Ø Недостаточность операционного и контролирующего звеньев речевой деятельности, сличение результатов деятельности с целевыми установками.
Речевые нарушения всех детей Левина соотносит с 3-мя уровнями, определяющими степень тяжести нарушения:
1 ур. – тяжёлый – отсутствие общеупотребительной речи, «безречевые»,
2 ур. – начатки общеупотребительной речи,
3 ур. – развернутая фразовая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Деление на уровни условно, уровни не соотносятся прямо с возрастом и интеллектом ребенка.