Моторная Алалия

Причины, механизм, симптомокомплекс.

Традиционное учение: при преимущественном нарушении области коры ГМ ответственной за речевые движения.

Современное представление: ведущими являются языковые нарушения, необъясняемые моторной недостаточностью, т.е. отсутствие речевой мотивации, неумение планировать и контролировать свою речевую деятельность, комплексное нарушение всех языковых подсистем (лексической, грамматической, фонематической).

Моторная Алалия – определяется как системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций, процесса порождения речевых высказываний. При этом нарушаются все уровни языковых высказываний (мотивационно-побудительный, смыслообразующий, реализация программирования контроля).

МА включает комплекс речевых и неречевых симптомов:

1. Речевая симптоматика:

крайняя бедность активного словаря, медленное и искаженное его развитие, не могут ответить на вопрос, спросить; в основном называют предметы, а глаголы и признаки используют редко; с большим трудом используют знакомые слова в разных ситуациях; в момент речи происходит поиск новых слов – наблюдаются их замены, неадекватное использование; ограничение словаря приводит к активному пользованию жестами, особенно вместо глаголов; используют для передачи смысла модуляции голоса.

Лексическая бедность: стереотипия высказываний; часто используют речевые штампы, но не осознают их. Отсутствие наборов эталонов приводит к смысловым заменам со смешанным значением. Пассивный словарь значительно шире активного.

Грамматический строй формируется поздно и своеобразно: не могут наблюдать, анализировать, обобщать языковые элементы, производить лексические операции над лексико-грамматическим материалом; не сформированы морфологические и синтаксические обобщения, противопоставления; иногда наблюдается телеграфный стиль речи. Несформированность структуры предложения при Алалии является следствием незрелости операций выбора слов и построения плана высказывания. => не могут правильно передать свою мысль, что затрудняет речевое общение.

В активной речи наблюдаются специфические ошибки:

ü - элизии – пропуски предударных, заударных звуков и слогов в слове;

ü - контаминации – слияние элементов 2 и более слогов в одно;

ü - перестановки звуков и слогов в слове;

ü - итерации – добавление лишних звуков или слогов к слову;

ü - персеверации – застревание на предыдущем слоге;

ü - парафазии:

· ситеральные – замена звуков в слове;

· вербальные – замена слов:

§ по акустическому признаку (белок, белый),

§ по семантическому признаку (чашка, кружка, миска),

§ эхолалии – повторения без осознания смысла за говорящим.

+ Нарушения понимания речи.

Для них играет роль лексическое значение слов, а грамматическая категория не несет смысла.

Г.И. Жеринкова 1957г. выделила 3 уровня понимания речи при МА:

1. Тяжелый – грамматические элементы слов не несут никаких функций при понимании фразы, дети ориентируются лишь на признаки ситуации, с которой связана фраза.

2. Характеризуется: для ребенка начинает приобретать значение грамматическое изменение слова, как носитель определенного смысла – нестабильно и лишь на словах с ударным окончанием. В целом отсутствует осознанное различение грамматических форм.

3. Имеется осознанное различие некоторых грамматических форм: число существительных, глагола, м-ж род глаголов прошедшего времени, но различие грамматических форм является нестабильным.

Недостаточность понимания речи при МА носит вторичный характер. Уровень понимания соотносится с уровнем экспрессивной, активной речи.

1 ур.- отсутствие общеупотребительной речи, лепетная.

§ Активный словарь в зачаточном состоянии, состоит из звукоподражаний, лепетных слов, небольшого количества общеупотребляемых слов, значения слов неустойчивое и не дифференцируется.

§ Пассивный словарь шире активного, понимание речи вне ситуации ограничено, фразовая речь почти отсутствует.

§ Способность воспроизводить звуковые и слоговые структуры слов еще не сформирована.

2 ур.- начатки общеупотребительной речи.

§ Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых (качественных) прилагательных и наречий.

§ Происходит некоторое обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения, наблюдаются попытки изменить слова по роду, числу, падежам, глаголы по временам – но чаще они ошибочны.

§ Появляется простая чаще нераспространенная фраза.

§ Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых грамматических конструкций.

§ Грубо нарушено произношение, слоговая структура; неподготовленность к овладению звуковому анализу и синтезу.

3 ур. – распространенная фразовая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

§ На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточность значений и употребления многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Мало слов характеризующих качество, признаки, состояния предметов и действий, способы действий. Большое количество ошибок при использовании простых предлогов, почти не используют сложные предлоги.

§ Недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешения форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении способами словообразования – почти не используют.

§ В активной речи преимущественно простые распространенные предложения. Трудности в распространении предложений и построении сложных. У большинства сохраняется недостаточность произношения звуков и слогов структуры слова, трудности в овладении звуковым анализом.

§ Понимание обиходной речи в основном хорошее, иногда незнание отдельных слов, смысловые смешения слов, аграмматизм – особенно в письменной речи.

4 ур. ОНР (НВОНР – нерезко выраженная).

Оральная апраксия (произв. Артикул.) при Алалии => нарушение звукового анализа и синтеза – не сформирован четкий эталон слова.

Эталон возникает при совпадении звучания на слух и при воспроизведении.

2. Неречевая симптоматика:

Включает моторное развитие и развитие ВПФ.

1. Неврологическая симптоматика разной степени выраженности: от легкого проявления мозговой дисфункции до выраженных неврологических расстройств (парезов). Выявляется общая моторная недостаточность детей с Алалией, дискоординация, замедленность или расторможенность движений, снижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамичного и статичного равновесия.

Проявления: не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носочках, пятках, по бревну (апраксия). Затруднена мелкая моторика пальцев рук. Преобладает левшество или амбидекстрия (Визель Т.Г.). Оральная апраксия или диспраксия – нарушен произвольный уровень движений, а непроизвольный сохранен.

2. Отмечается недоразвитие ВПФ и процессов на уровне осознанности (произвольности).

Работы Власенко И.Т., Соботович Е.Ф., Алле А.Х., Голод В.И. (доменант. Полушарий): умственная отсталость и Алалия не обусловливают друг друга.

Внимание характеризуется неустойчивостью (особенно активное внимание), низкой концентрацией, слабой переключаемостью и недостаточным распределением.

Особенности памяти: сужение объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей. Особенно страдает вербальная (словесная) память (слова, тексты) и произвольно-опосредованная (настроиться на запоминание).

Норма памяти: 7+\- 2 блоков (слоги, звуки, фразы).

У Алаликов от 4-6 лет: 3 – 4 (2-3) слова.

При обращении к ним:

§ Вопрос должен содержать часть ответа.

§ Задание из 2-3 слов (мах 4).

§ Использовать зрительную опору (зрительная память чаще развита лучше).

Мышление: полноценные предпосылки для овладения умственными (мыслительными) операциями. Значительное отставание в развитии словесно-логического мышления. С трудом: анализ, синтез, обобщения, сравнения речевого материала.

Характерно: недостаточная гибкость и динамичность мышления.

Недостатки конструктивного праксиса (не у всех): неумение собрать разрезные картинки, кубики, сложить фигурки из палочек, нарисовать простые предметы, трудности ориентировки на листе бумаги.

Т.о. наблюдается комплекс речевых и неречевых нарушений, тесно связанных между собой. => Часто возникают сложности в дифференциальной диагностики, определении ведущего нарушения!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: