Вопросы и задания. 1. Выделите одинаковые качественные прилагательные в полной и краткой формах

1. Выделите одинаковые качественные прилагательные в полной и краткой формах. Какими морфологическими категориями они характеризуются? Какую синтаксическую функцию выполняют? Есть ли различия в их значениях?

1. В стороне лесной глухой, при лихой погоде, хорошо как есть такой парень на подходе. 2. Ноч… глуха земля сыра. 3. И приник к земле сырой од…лен истомой. 4. Т…жела мокра шинель. 5. И л…жится на шинель с пухом мокрая метель. 6. Спит – хоть голоден хоть сыт, хоть один хоть в куче. 7. Шел наш брат худой голодный. 8. И что(б) знали чем силен скажем откровен…о красотою наделен (не) был он отмен…ой. (Н…) высок (н…) то что(б) мал, но герой – героем. 9. И до малого селенья та из плена сторона не по щуч…ему веленью вновь (с)полна возвращен…а. 10. Два бойца сидят в дозоре над холодною водой. 11. Да, вода… Помыслить страшно. Даже рыбам холодна. 12. Теркин тот(час) в снег – ничком. Вдался (в)глубь, лежит – (н…) дыш…т, сам (н…) знает: жив, убит? 13. И усталая с похода, чтоб там (н…)было, – жива дремлет скорчившись пехота сунув руки в рукава. 14. Я б желал на берег правый бой пройдя вступить живым. (А. Твардовский)

2. От данных прилагательных образуйте краткую форму. В случае невозможности образования краткой формы объясните причину.

Свежий, широкий, молодой, железный, хороший, синий, ранний, горелый, братский, четкий, сытый, передовой, отсталый, прошлый, пренеприятный, старший, розовый, глухая (стена), толстый, интересный.

3. Образуйте краткую форму от данных прилагательных. Если возможны две такие формы, то приведите обе и отметьте, какая из них представляется вам более правильной.

Безнравственный, естественный, искусственный, многочислен-ный, могущественный, невежественный, ответственный, посред-ственный, свойственный, царственный, чувственный, торжествен-ный.

4. Определите закономерности в употреблении кратких и полных качественных прилагательных и возможность замены одной формы другой.

1. У страха глаза велики. 2. Вспыльчивый нрав не бывает лукав. 3. Корень учения горек, да плод сладок. 4. Доброе братство лучше богатства. 5. День долог, а век короток. 6. Дорога ложка к обеду. 7. Не красна старость годами, а делами. 8. Новых друзей наживай, а старых не забывай. 9. Худой мир лучше доброй ссоры.

5. Выберите одну из форм прилагательных, заключенных в скобки. Выбор мотивируйте.

1. Ученик был (способный – способен) к математике. 2. Подобный ответ (бессмыслен – бессмыслен). 3. Герой рассказа – студент военного училища. Он всегда (подтянутый – подтянут) всегда (одетый – одет) по форме, (культурный – культурен) в обращении. 4. Был он в этот вечер (тихий и молчаливый – тих и молчалив). 5. Вы (добрый – добр) ко мне. 6. У этого человека (добрый – добр) сердце. 7. В этот вечер актовый зал был (полный – полон).

6. Образуйте формы степеней сравнения, указав способ образования. Объясните причины невозможности образования степеней сравнения от некоторых из приведенных прилагательных.

А. Дорогой, сильный, розовый, большой, плохой, гладкий, огромный, дружеский, оранжевый, строгий, полный, страстный, скучный, пегий, саврасый, вороной, слепой, глухой, отзывчивый, кислый, мелкий, ласковый, новый, знатный, лесистый, гористый, маленький.

Б. Хрупкий бокал, бойкий мальчик, тугой лук, низкий голос, разговорчивый сосед, глухая местность, шоколадный загар, узкий проход, малый круг.

7. В каких случаях превосходная степень обладает элятивным значением (степень сравнения) и в каких – суперлятивным (превосходная степень)? Определите синтаксическую функцию имени прилагательного в превосходной степени.

1. Один из ближайших моих соседей был Белов. (Гар.-Мих.) 2. По многим улицам проходят мои ближайшие друзья. (Сим.) 3. Стро-жайший счет часов, минут, секунд поручен наблюдательным уче-ным. (Марш.) 4. Октябрь… Любимейшее время года. (Инб.) 5. Я был в великолепнейшем настроении духа. (Ч.) 6. Перед вами счаст-ливейший из смертных! (Ч.) 7. Дали мне в глупейшей переводной драме роль ревнивого мужа… (Купр.) 8. Замечательнейшим свой-ством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на све-те. (Т.) 9. Молчалин прежде был так глуп, Жалчайшее созданье! Гр.)

8. Исправьте ошибки в употреблении форм степеней сравнения. Чем они обусловлены?

1. Эта задача более легче. 2. Нужно в самое ближайшее время завершить ремонт колхозного клуба. 3. Агрономы находят с помо-щью меченых атом самые наилучшие пути использования удоб-рений. 4. А теперь посмотрите на наиболее характернейшие приемы самбо. 5. Еще более ярче показывает Щедрин жизнь городских обы-вателей. 6. Слаже меда ничего нет.

9. Соответствуют ли норме формы степеней сравнения и краткие фор-мы? Каковы их стилистические функции?

1. Судия праведный – ограда каменна. (В. Даль) 2. Походка его становилась все деревяннее. (Кор.) 3. Он был моложе, мореходнее и иной корабельной архитектуры. (Пауст.) 4. А в молодости я Печорина и Базарова разыгрывал… Базаристей меня и человека не было. (Ч.) 5. Чугунна ограда. Улыбка темна. (Возн.)

10. Приведите примеры языковых единиц, сохранивших следы былой склоняемости кратких прилагательных.

Тема 15. Склонение, орфография и морфологический разбор имен прилагательных

План

1. Склонение имен прилагательных. Продуктивный и непро-дуктивный типы склонения прилагательных и их разновидности. Варианты падежных форм.

2. Словообразование и орфография имен прилагательных. Текстообразующие возможности прилагательных.

3. Морфологический разбор прилагательного как части речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: