Вопросы и задания. 1. Составьте словосочетания с данными однокорневыми словами

1. Составьте словосочетания с данными однокорневыми словами. Установите семантические и грамматические отличия разных частей речи.

Образец: веселый смех – имя прилагательное, обозначает признак предмета; согласуется с определяемым словом (сущ.) в роде, числе, падеже.

Веселость прошла – имя существительное, обозначает отвлеченное представление о признаке, имеет предметное значение; обладает синтаксически независимыми категориями числа, рода и падежа.

Веселеть с каждой минутой – глагол, обозначает изменение признака предмета; имеет категории вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, рода.

Весело хохочет – наречие, обозначает признак действия; не склоняется и не спрягается, из словоизменительных категорий имеет лишь степень сравнения – веселее.

Новый, новость, обновить, ново; умный, ум, умнеть, умно; доб-рый, доброта, подобреть, добро; теплый, теплота, теплеть, тепло; молодой, молодость, молодеть, молодо.

3. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Определите разряд имен прилагательных. Укажите случаи перехода из одного разряда в другой. Установите, что меняется в прилагательном при переходе из одного разряда в другой – значение, грамматические признаки или то и другое вместе. Установите причины переходы прилагательных из одного разряда в другой.

1. Стоящая (н…)под…леку корова т…ж…лыми бархатными губами жует траву. (Евт.) 2. В саду он увидел дубы и ворон…и гнезда похожие на шапки. (Ч.) 3. Собор был расписан сладенькими картинами из Ветхого и Нового завета. (Пауст.) 4. Танцующие на сквозн…ке языки пламени последовательно выхват…вали из плывущего сумрака м…рщинистый срезан…ый черным платком старуш…чий профиль (н…)бритую пастуш…ю щеку склонен..ую подбородком к черкес…ке живописную голову старика. (Леон.) 5. Ядовитый гриб американской бомбы разорвавшейся над Хиросимой стал символом самой страшной опасности нашего века атомной войны. (Газ.) 6. В стальных немного (на)выкате глазах его играло веселое и хитрое безумие. (Фед.) 7. А возле зоологического сада деревья стояли бронзовые строгие и (н…)шевелились. (Берг.) 8. Потом она, наконец, услышала как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов чуть вздрогнув откликается как эхо струн…ый оркестр. (Пауст.) 9. Воздух в легком серебрян…ом тумане был прозрачен. (Г.) 10. …Я помню берег вековой и скал глубокие морщины где покрывая шум морской ваш раздавался голос львин…ый. (О. М.) 11. Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны... Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет когда ты меня приручиш…! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру… (А. Э.) 12. В года разлук в года смятений когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам что снисх…ждения не жди и командиры все охрипли тогда командовал людьми надежды маленький оркестрик под управле-нием любви. (Б. О.)

4. Объясните различие в значении признака, выраженного сущест-вительным и прилагательным. Определите разряд имен прилагательных. Какие отношения выражают относительные прилагательные?

Детские забавы – забавы детей, лабораторное оборудование – оборудование для лаборатории, книжная полка – полка для книг, цветочный горшок – горшок для цветов, дружеский совет – совет друга, городской центр – центр города, читальный зал – зал для чтения.

5. Установите смысловые и стилистические различия между словосо-четаниями.

Нос птицы – птичий нос, бабушкины сказки – сказки бабушки, охотничьи рассказы – рассказы охотника, ослиное упрямство – упрямство осла, овечье стадо – стадо овец, обезьянья ловкость – ловкость обезьяны, детские игрушки – игрушки для детей.

6. Составьте предложения, употребив данные прилагательные в разных значениях (относительное, качественное, притяжательное).

Рыбный, бабушкин, шоколадный, волчий, малиновый, музыкальный, картинный, вишневый.

7. Какой из трех разрядов имен прилагательных является более древним? Докажите на примерах. (Для справок обращайтесь к книге В. В. Виноградова «Русский язык»).

8. Выясните в этимологических словарях происхождение прилагательных розовый, коричневый, лиловый, фиолетовый, оранжевый. К какому разряду они относились первоначально и в какой разряд входят в современном русском языке? Чем объясняется переход этих прилагательных из одного разряда в другой?

Тема 14. Краткие формы и степени сравнения качественных имен прилагательных

План

1. Краткие формы качественных прилагательных: их семан-тические и морфологические признаки, формоизменение и синтак-сические функции.

2. Образование кратких форм. Ограничения в образовании кратких форм. Имена прилагательные, употребляемые только в краткой форме. Семантико-стилистические различия между краткими и полными формами. Ударение в полных и кратких формах.

3. Степени сравнения качественных прилагательных: сравни-тельная и превосходная. Их семантика и способы образования (синтетический и аналитический). Ударение в формах степеней сравнения.

4. Вопрос о качественных прилагательных субъективной оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: