1. Каков характер грамматической категории переходности/непереход-ности русского глагола?
2. Что обозначают переходные глаголы? Какова их семантика и способы выражения?
3. Что обозначают непереходные глаголы? Какова их семантика?
4. Установите, какие глаголы и глагольные формы в следующих предложениях являются переходными, а какие – непереходными; перечислите морфологические, синтаксические и лексико-семантические признаки переход-ности/непереходности; выясните промежуточные группы между переходными и непереходными глаголами. Расставьте знаки препинания. Решите орфогра-фические задачи.
1. Путь человека нельзя понять увидав один его шаг. (Эренб.)
2. Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют. (Ес.)
3. Ты пел, и в этом есть краю
Один кто понял песнь твою. (Л.)
4. Никогда я никого не любила Лойко а тебя люблю. (М. Г.)
5. Эти и(л, лл)юстрац…и р…здвигали предо мною землю всё шире и шире украшая её сказочными городами показывая мне высокие горы красивые берега морей. (М. Г.)
|
|
6. За стеной избы по ночам шумел соседский сад. В саду стоял дом в два этажа обнесе…ый забором. (Пауст.)
7. Карета пролетела три версты и кучер Софрон осадил своих коней. (Дост.)
8. Я услышал, как за стеной громко заплакал ребенок.
5. Из текста Д. Гранина «Картина» (предыдущая тема) выпишите в столбик: 1) переходные глаголы, 2) непереходные глаголы, 3) косвенно-пере-ходные глаголы.
6. Каков характер и значение категории возвратности русского глагола? Каков способ выражения возвратности? Каковы функции постфикса -ся? Определите способ образования возвратных глаголов и установите их значения: 1) собственно-возвратное, 2) общевозвратное, 3) взаимно-возврат-ное, 4) косвенно-возратное, 5) безобъектно-возвратное. Решите орфографи-ческие задачи.
1. Короткие сумерки быстро сменились ласковой, чудной тропической ночью. (Ст.) 2. Отечество, работа и любовь – вот для чего и надобно родит..ся, вот три сосны, в которых – заблудит..ся, и, отыскавшись, заблудит..ся вновь. (Р. Казакова) 3. Как бы они были рады, если бы ты повидалась с ними. (Ч.) 4. По вечерам мечтаю я (мечтают все, кому не спит..ся). Мне грезит..ся любовь твоя, страна твоя, где всё – из ситца. (В. Ходасевич) 5. Обнимемся, прощай, мой сын, сейчас ты царств..вать начнёш.. (П.) 6. Графиня час от часу более к нему привяз..валась. Сын их воспит..вался в отдаленной провинции. (П.) 7. Ибрагим находился в кабинете близ самой спаль-ни, где лежала несчастная графиня… Она мучилась долго. (П.)
8. Ой, как сильно крапива жжёт..ся! (А. Г.)
7. Как связаны между собой категории переходности и возвратности? Почему возвратные глаголы не могут быть переходными и наоборот?
|
|
7. Определите разницу в значении выделенных глаголов. Выясните, в каких случаях возможна замена глагола с постфиксом -ся глаголом без -ся и наоборот. Объясните характер связи между категорией переходности и возвратности. Проверьте расстановку знаков препинания.
1. Двое суток поезд мчал меня по снежным равнинам и лесам. (Бун.) Дни мчались в воздухе нагретом. Уж разрешалася зима. (П.) 2. Но и волос своих я лишился, сам лишил себя. (Вер.) 3. Стены белели приветливо и стекла раскрытых окон румянились и блестели на заходившем солнце. (Т.) 4. Но вот ночей царица скатилась за леса и тихая денница румянит небеса. (П.) 5. В ло-щинах туман как молоко белеет(?)ся. (Л.Т.) 6. Маятник старинных часов стучал тяжко с каким-то печальным шипением. (Т.) 7. Разда-ется гудение толстого шмеля который то и дело стучится головой о стену. (Т.)
Тема 23. Система залоговых форм глагола
План
1. Грамматическое значение и способы выражения категории залога русского глагола.
2. Грамматические формы со значениями действительного и страдательного залогов.
3. Активные и пассивные конструкции, их соотносительность и функционально-стилевые особенности.