Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в твор-честве Пушкина. Это самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наибо-лее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.
Сохранившиеся рукописи «Евгения Онегина» показывают, какой громадный труд вложил Пушкин в свое создание, как упорно и тщательно, заменяя по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства. Целые дни, не выходя из дому, целые ночи до зари проводил Пушкин в этой трудной и радостной работе.
Стихотворная форма придает «Евгению Онегину» черты, резко отличающие его от прозаического романа. В стихах поэт не просто рассказывает или описывает, он при этом как-то особенно волнует нас самой формой своей речи: ритмом, звуками.
Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретают в стихах особую яркость, убедительность. В известных строчках:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
|
|
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга...
мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит зимние снега с гор, и снега бегут от нее, превращаясь в мутные ручьи...
Сюжет «Евгения Онегина» очень прост и хорошо известен. На простую сюжетную схему нанизано множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. (С. Бонди. Вершины)
3. Найдите в данном тексте причастия, выпишите их в словоформе вмес-те с определяемым словом, через тире запишите глагол, от которого образо-валось анализируемое причастие, определите признаки глагола и прилага-тельного.
4. Причастия какого разряда имеют краткую форму? Найдите их в тексте, определите их синтаксическую функцию, выпишите вместе с определяемым словом, обозначив его значком х, образуйте полную форму. Какие орфограммы причастий нужно знать?
5. В данном тексте найдите причастные обороты. Какую синтаксическую функцию они выполняют? От чего зависит обособление причастного оборота? Замените причастные обороты придаточными определительными предложе-ниями. Что в этом случае изменится?
6. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий. Опре-делите разряд причастий. От какой основы они образованы? Как решаются орфографические задачи?
Леч..щий врач; мельница, маш..щая крыльями; народы, бор..щиеся за свободу; цветы, сто..щие на столе; пыш..щее здоровьем лицо; собаки, гон..щиеся за зайцем; стел..щийся над рекой туман; двоякодыш..щее животное.
7. Замените глаголы, данные в скобках, действительными или страда-тельными причастиями прошедшего времени, выделите основу, от которой образованы причастия, и обозначьте их суффиксы. Согласуйте причастия с определяемыми существительными, отметив их значком х, укажите их падеж. Определите время причастий (одновременность или предшествование).
|
|
На выезде, у опушки, Синцов заметил (темнеть) впереди группу людей и, остановив машину, с винтовкой в руках пошел к ним. Двое военных, стоя на обочине шоссе, разговаривали с (задер-жать) штатским, требуя от него документы. Военный, (требовать) предъявления документов, взялся за пистолет. (К. Симонов. Живые и мертвые)
8. От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий. Обозначьте основы и суффиксы причастий.
Разгружать, разгрузить, замечать, заметить, ползти, приполз-ти, обижать, обидеть, перебрасывать, перебросить, входить, войти, приносить, принести, лежать, полежать.
9. Образуете от глаголов, данных в скобках, причастия. Определите раз-ряд причастий. Где вы употребили невозвратные и где возвратные причастия?
1. Девушка пристально, не мигая, смотрела на радужное пятно мазута на рельсе, (скрывать – скрываться) на мгновение под колесами и снова (показывать – показываться), смотрела задум-чиво, робко, незаметно для себя все ближе подвигаясь к этому пятну. 2. Рожь созрела уже, стояла неподвижно, нежно светлея в темноте; (склонить – склониться) к дороге колосья слабо касались моих сапог и рук. 3. Скоро я ступил на твердую мозолистую тропку, суетливо (вить – виться) вдоль берега реки. 4. Лицо его затумани-лось и приняло то теплое, неопределенное и поэтическое выраже-ние, какое бывает у людей, (думать – думаться) о чем-то неясном, но очень хорошем. 5. Он вытянул ногу к огню и стал, огорченно покряхтывая, разглядывать (оторвать – оторваться) подметку. (Ю. Казаков. Осень в дубовых лесах)
10. Вставьте нужные причастные обороты, согласовав причастия с опре-деляемыми существительными. Поставьте над определяемым существитель-ным знак х. Расставьте знаки препинания. Какие грамматические ошибки могут иметь место при употреблении в предложении причастных оборотов?
1. Дорога вьется между двумя колеями (поросший придорож-ной травой). 2.По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 3. Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в го-рах). 4. В снежных просторах трудно определить расстояние (обма-нывающий неопытный глаз). 5. Казаки прискакали к быстрой речонке, кинулись в воду с конями своими и долго плыли по ней (впадающий в Днепр). 6. Командир отряда отдавал четкие приказа-ния (подошедший к реке).
11. Замените, где можно, определительные придаточные предложения причастными оборотами, согласуя причастие с определяемым существитель-ным и расставляя знаки препинания. Всегда ли возможна такая замена и почему?
1. Невдалеке слышится слабый гул, который постепенно уси-ливается и переходит в прерывистые раскаты. 2. Ребята наткнулись на беседку, которая была окружена цветущей сиренью. 3. Ребята наткнулись на беседку, возле которой стояла позеленевшая камен-ная статуя. 4. Вся окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя, который гнал сильный ветер.
12. Сделайте морфологический разбор причастий разных разрядов и в разных грамматических формах (по два) из анализируемого текста.
13. Исправьте предложения. Какие ошибки в них допущены?
1. Встречающий Петров рейс из Москвы приглашается к спра-вочному бюро. 2.Извивающая река протекала около леса. 3. Море, не успокоившее после ночной бури, все еще рокотало. 4. Маяков-ский приветствует народ, взявшего в руки оружие. 5. На белой ска-терти кипел вычистившийся самовар. 6. Березы, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодыми. 7. В кустах, раз-росшийся в саду, поселились соловьи. 8. Этот журнал я взял у по-други моей сестры, недавно уехавшей в отпуск. 9. Пригласили всех заинтересующихся лиц к сотрудничеству.
|
|
14. Выделите случаи субстантивации и адъективации причастий. При каких условиях причастия субстантивируются и адъективируются?
1. Как увядающее мило. (Тютч.) 2. Прямо к станции летит трой-ка удалая, проезжающий сидит, головой мотая. (Некр.) 3. Алексей не мог узнать Акулину в этой смешной и блестящей барышне. (П.)
4. А зимних праздников блестящие тревоги? (П.) 5. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (Чех.) 6. Командующий, подняв руку с висящей нагайкой, заслонился от солнца. (А. Н. Т.)
Тема 29. Деепричастие как особая глагольная форма
План
1. Деепричастие и его место в морфологической системе современного русского языка.
2. Морфологические и синтаксические признаки деепричастий.
3. Способы образования деепричастий и грамматические нор-мы их употребления.
4. Орфография и пунктуация деепричастий и деепричастных оборотов.