Любая наука как процесс познания имеет не только предмет, который изучает, но и приемы и средства, используемые в познании предмета, проверки полученных знаний или метод. Научный метод – это способ достижения научной истины. А учение о методах научного познания называется методологией.
Метод включает опору на некоторые знания о предмете, собственно процесс научного познания – все действия по познанию предмета, аналитический подход к нему и средства, используемые в процессе познания.
Ошибки в методиках и процедурах исследования ведут к неверным теоретическим, практическим, политическим выводам.
В науке различают два основных метода, отличающихся принципами познания – метафизический и диалектический. Метафизический основывается на понимании качественной неизменности и постепенных эволюционных изменений мира, явлений природы и человеческого мышления. В результате нет борьбы противоположностей, взаимовлияния, сложные вещи лишь сумма элементов. Диалектический метод развит Марксом и основывается на понимании качественных изменений, борьбы противоположностей, взаимной связи мира, явлений природы, общества и мышления, в результате рождение нового и революционные изменения.
|
|
Все науки, используя общий научный метод, приспосабливают его к своим задачам исследования, создают специфические элементы. Каждая наука не только выделяет свою особую область познания, но вырабатывает и свой специфический метод исследования. Им она пользуется наряду с общенаучными методами.
Объект и предмет социологии – это ответ на вопрос: «Что изучает данная наука?» Метод – это вопрос: «Как изучает?» Своеобразие социологического метода в:
1) социально-философском подходе к всестороннему изучению общества как целостной системы;
2) структурно-функциональном анализе, когда каждая сфера общественной жизни (экономическая, политическая, духовная) и каждый субъект (личность, класс, нация, семья и др.) рассматриваются как подсистемы и выясняется их место и роль в обществе, их действие и взаимодействие;
3) выделении уровней анализа макро (как целого), средне (подсистем) и микро (межличностного взаимодействия);
4) опоре на эмпирическое исследование действительности путем наблюдения, опроса, анализа документов, эксперимента, то есть на изучение социальных фактов и их измерение;
5) опоре на факты (наблюдаемые явления), гипотезы (предположения о причинной связи явлений), теории как системы взаимосвязанных положений и гипотез;
6) использовании каждым направлением, каждой парадигмой в социологии своих методов исследования общества, то есть принципов отбора тех или иных данных для анализа, направлений поиска взаимосвязи явлений, систематизации информации.
|
|
Есть известные разные точки зрения на предмет социологии, но также различны представления о ее методе. На это влияет понимание общества, предмета социологии; представления о социальной роли науки; уровень развития исследовательской техники; распространенность двух традиций: количественного (статистического) анализа и качественного анализа. Так, например, функционалисты делают ставку на количественном анализе, понимающая социология и ее последователи – на качественном.