Метод социологии

Любая наука как процесс познания имеет не только предмет, который изучает, но и приемы и средства, используемые в познании предмета, проверки полученных знаний или метод. Научный метод – это способ достижения научной истины. А учение о методах научного познания называется методологией.

Метод включает опору на некоторые знания о предмете, собственно процесс научного познания – все действия по познанию предмета, аналитический подход к нему и средства, используемые в процессе познания.

Ошибки в методиках и процедурах исследования ведут к неверным теоретическим, практическим, политическим выводам.

В науке различают два основных метода, отличающихся принципами познания – метафизический и диалектический. Метафизический основывается на понимании качественной неизменности и постепенных эволюционных изменений мира, явлений природы и человеческого мышления. В результате нет борьбы противоположностей, взаимовлияния, сложные вещи лишь сумма элементов. Диалектический метод развит Марксом и основывается на понимании качественных изменений, борьбы противоположностей, взаимной связи мира, явлений природы, общества и мышления, в результате рождение нового и революционные изменения.

Все науки, используя общий научный метод, приспосабливают его к своим задачам исследования, создают специфические элементы. Каждая наука не только выделяет свою особую область познания, но вырабатывает и свой специфический метод исследования. Им она пользуется наряду с общенаучными методами.

Объект и предмет социологии – это ответ на вопрос: «Что изучает данная наука?» Метод – это вопрос: «Как изучает?» Своеобразие социологического метода в:

1) социально-философском подходе к всестороннему изучению общества как целостной системы;

2) структурно-функциональном анализе, когда каждая сфера общественной жизни (экономическая, политическая, духовная) и каждый субъект (личность, класс, нация, семья и др.) рассматриваются как подсистемы и выясняется их место и роль в обществе, их действие и взаимодействие;

3) выделении уровней анализа макро (как целого), средне (подсистем) и микро (межличностного взаимодействия);

4) опоре на эмпирическое исследование действительности путем наблюдения, опроса, анализа документов, эксперимента, то есть на изучение социальных фактов и их измерение;

5) опоре на факты (наблюдаемые явления), гипотезы (предположения о причинной связи явлений), теории как системы взаимосвязанных положений и гипотез;

6) использовании каждым направлением, каждой парадигмой в социологии своих методов исследования общества, то есть принципов отбора тех или иных данных для анализа, направлений поиска взаимосвязи явлений, систематизации информации.

Есть известные разные точки зрения на предмет социологии, но также различны представления о ее методе. На это влияет понимание общества, предмета социологии; представления о социальной роли науки; уровень развития исследовательской техники; распространенность двух традиций: количественного (статистического) анализа и качественного анализа. Так, например, функционалисты делают ставку на количественном анализе, понимающая социология и ее последователи – на качественном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: