Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Диалектика

Диалектика ( греч.. ?????????? - искусство спорить, рассуждать) - раздел философии, исследующий категории развития.

Слово «диалектика» происходит из Древней Греции благодаря популярности диалогов между Платоном и Сократом. Именно диалог между людьми, которые пытаются убедить один другого и дал название диалектическому методу в философии. В разные времена и эпохи возникали различные формы диалектической мысли.

 

Материалистическая диалектика

Принципы диалектики - выходные, объективные по содержанию идеи материалистической диалектики, что наряду с законами диалектики, категориями диалектики отражают общие закономерности процесса развития предметов и явлений объективной действительности и выполняют методологическую функцию в научном и философском познании. Прежде материалистическая диалектика опирается на принцип материалистического монизма, т.е. признает, что мир, все предметы и явления имеют единую материальную основу, что материя первична и вечна, а дух вторичен. Следующий принцип - принцип единства диалектики бытия и диалектики мышления. Это означает, что материалистическая диалектика признает способность мышления человека познать этот мир, адекватно отобразить его свойства. Эти принципы являются исходными не только для материалистической диалектики, а и для современной материалистической философии в целом.

Принципами собственно диалектики можно выделить принципы всеобщей связи и всеобщего развития явлений в мире. Признание общей связи явлений в природе, общество и мышлении требует системного исследования этих явлений, в противоположность метафизическому методу, который рассматривает мир в совокупности изолированных явлений.

Признание принципа всеобщего развития означает не только признание диалектикой наличии развития в природе, обществе и мышлении, но и отражает глубинную сущность процесса движения материи как самодвижения, формообразования нового, как саморазвития материи. В познании этот принцип требует исследования предметов и явлений действительности: а) объективно, б) в движении, в) в развитии, г) в самодвижении, д) в саморазвитии, то есть через исследование противоречий этих предметов и явлений, развития этих противоречий и, таким образом, выяснение внутренних источников движения и развития. Это означает, что диалектика исходит из признания того факта, что предметы и явления имеют в своей основе противоположности, существуют за единство этих противоположностей. Обобщая можно сказать, что диалектика опирается на принцип единства и борьбы противоречий, на принципы перехода количественных изменений в качественные, на принцип отрицания отрицания. Как видим, в философском понимании этой проблемы основные законы диалектики и выступают как основополагающие, фундаментальные принципы и бытие, и осознание объективной действительности. Есть и другое понимание этой проблемы, когда с принципами включают также причинность, целостность, системность. В более широком толковании - это и принципы отражения, историзма, материального единства мира, практики, неисчерпаемости свойств материи и т.п..

 

Гегелева диалектика

До Гегеля логика, как правило, рассматривалась как наука о субъективных формы мышления. Гегель не отрицает существования такой формы дисциплины, ее полезности для познания, называет ее наукой об элементарных формах и законах правильного мышления - формальная логика. Гегель пытается преодолеть субъективистского толкования логических форм и даты их объективное толкование как форм живого, реального содержания, форм развития всего конкретного содержания мира и его познания. Поэтому он ставит перед логической наукой универсальное задача исследовать все общие закономерности развития познания, мышления как первоосновы всего существующего.

Гегель разделяет свою логику на объективную, в которую включает учение о бытие и сущность, и на субъективную логику - учение о понятии (внешне похожую на традиционную формальную логику, хотя это разделение и носит условный характер). Вся логика, по его мнению, имеет объективное значение, совпадает с наукой о вещах, постигаемых в мыслях.

Наука о бытии, по Гегелю, рассматривает действительность, которая дана человеку в его чувственном восприятии. Синтез чувственного восприятия происходит в деяниях, которые превращают фрагменты представлений о бытии в единую целостную действие по внесению изменений в действительность.

Наука о сущности доказывает, что действия могут строиться не только при использовании данных органов чувств. Сознательные изменения бытия могут осуществляться в результате использования понятий о чувственно не дано - сущность. Каждый предмет состоит из двух основных свойств: быть внутренне дифференцированным, составляющим из разных частей, свойств и быть целым, единым, неделимым при взаимодействии с другим предметом. Осознание факта, что предметы внутренне дифференцированные, а вместе с этим - единственные, позволяет использовать их, учитывая чувственно не данные свойства для чувственно данных изменений и, наоборот, истина заключается в том, чтобы понимать предмет как целое.

Учение Гегеля о понятии углубляло аристотелевскую теорию о форме, которая формирует иные формы. Все сущее, находится в процессе формирования еще несуществующего. Вместе с этим несуществующее находится в форме понятия в существующем в зачаточном состоянии. Поэтому владение понятием позволяет рассматривать существующее как уже несуществующее, недействительно, умирающее бытие. Действительное бытие, то, которое пробивает себе дорогу в существующем (которое определяет суть того, что есть, потому что будет) граничит с случайностью, теми условиями, обстоятельствами, которые никогда не воссоздаются, исчезнут как леса после постройки храма.

Истинное бытие всегда есть интегрирующий результат разнообразия прошлого, поэтому понятия о нем дается в форме конкретной идеи будущего.

Гегель развивает диалектическую мысль о том, что любое начало есть неразвитый результат, а результат является развитым началом. Мышление начинается с ощущения, происходит из эмпирии, но это только исходный уровень мышления, начальный этап своей деятельности. Мысли, понятия, категории, исследуются Гегелем, образуют ступени мышления, что само себя определяет.

Имеющиеся общие понятия находятся в непрерывном движении, в переходах от одних к другим вплоть до противопоставления самих себе. В противопоставлениях понятий открывается свойство мышления осуществлять переходы от одного к другому. Развитие понятий происходит путем перехода от односторонности, абстракций, бедных содержательно, к понятиям, богатых разноплановым содержанием.

Гегель рассматривает общие понятия, исторически сложившиеся в процессе познавательного развития, такие, как бытие, ничто, становление, качество, количество, предел, сущность, тождество, различие, противоположность, противоречие, необходимость, случайность, возможность и действительность подобное. Гегелю удалось доказать, что все общие понятия взаимосвязаны между собой, что они фиксируют различные степени углубления человеком понимания сущности всего существующего.

Логика Гегеля является системой, логическая конструкция и смысл его развиваются путем движения от абстрактного (бытия) к конкретному (идея). Этот метод движения логической науки представляется Гегелю движением самой объективности.

Гегелевская идея развивает сама себя по правилам диалектической триады: тезис - антитезис - синтез. Каждая логическая категория, как и каждый раздел всего курса логики, как и каждая часть философской системы, в целом развиваются триадичная порядком: бытие - сущность - понятие, чувствительность - рассудок - разум, единичное-особенное-всеобщее... Триадичность самодеятельности понятие - это принцип гегелевской философии, следует из его диалектического метода. Диалектический синтез противоположностей осуществляется либо покорением противоположных сторон, категорий третьей, высшей (причина - действие - взаимодействие), либо установлением субординации (Соподчинение).

Гегель отличал два подуровня диалектической логики: розсудкову диалектику, которая способна свести вместе и противопоставить противоположные начала, но не может их синтезировать, показать их взаимопереходы, и разумную диалектику, что умеет это сделать. Развитие последней является крупнейшим историческим достижением Гегеля. Обобщенным выражением разумной диалектики стали три основных закона: перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.

 

Диалектика как наука

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переход количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачках, отрицании отрицания и т. д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривает материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.

Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает непрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такая: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.

Говоря о истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже в этом Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, потому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

К. Маркс не сразу пришел к материалистической диалектики, хотя размышления о диалектике есть в его ранних работах, в подготовительных тетрадях к докторской диссертации. Разработка принципов, категорий и законов диалектики шла рядом с освоением рационального содержания и критикой идеалистической диалектики Гегеля. В чем же отличие диалектики Гегеля и диалектики Маркса?

"Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, - писал Маркс, - ведь я - материалист, а Гегель - идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод ". (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 32. С. 448.).Поэтому, по мнению К. Маркса, задача состояла в том, чтобы перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно.

Более подробно анализ противоположности диалектики Гегеля диалектике Маркса будет осуществлено в процессе рассмотрения законов и категорий диалектики. Здесь же следует особо подчеркнуть, что диалектика есть не только наукой, но и методом познания мира. Что такое метод?

В общем плане метод познавательной деятельности - это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования - субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им есть выработанные на основе этих законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.

Единство мира предполагает существование общих приемов и способов познания, общих методов. Таким общим методом и есть диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности.

Однако в истории развития философского метода, кроме диалектического, существует и другой альтернативный метод - метафизический.

Под метафизикой понимаются обучения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом.Движение и развитие метафизики возводят чаще всего к чисто количественным изменениям.

С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектики. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, наоборот, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же или отрицает развитие, или упрощает его, сводя, в частности, в круговорот. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика - во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей. считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете часто приходит к идее первотолчка.

Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими.

Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Но разложение вещей на отдельные части, классы правомерно только в ограниченных пределах, когда необходимо выделить отдельный предмет из общей связи явлений, разделить целое на части. Это необходимый и оправданный метод исследования, но за ним должен следовать второй - выявление связей и отношений, общих закономерностей и противоречий, от чего метафизика уже отказывается, неправомерно останавливаясь на полпути. Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.

Метафизика нередко проявляется в виде преувеличения момента устойчивости, покоя, что приводит к оправданию застоя, к догматизму. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания конкретности истины, т.е. зависимости от условий, времени и места. Положения, бывшие истинными для своего времени и обстоятельств, догматик превращает в неизменные догмы, якобы пригодные на все времена и для всех народов. В результате догматизм ведет к застою в научной мысли и общественной деятельности.

Кроме того, абсолютизация изменчивости, движения, отрицание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к релятивизму. Ярким примером релятивизма может служить высказывание древнегреческого философа Кратил, который говорил, что нельзя не только дважды, но и один раз ступить в одну и ту же реку. Этот философ преувеличивал изменчивость вещей, за которой терялись их относительная устойчивость, постоянство, равновесие.

Говоря о диалектике, мы определили ее прежде всего как учение о всеобщей связи явлений и их развития. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики - всеобщая связь и развитие. Поэтому следующий важный вопрос, который следует рассмотреть, это сущность принципов диалектики.





 

Читайте также:

Богословие | Теология

Понимание

Философия эпохи Возрождения в Западной Европе

Теософия

Опыт

Вернуться в оглавление: Философия

Просмотров: 18348

 
 

34.230.84.215 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.