Представительства ГОУВПО «ЧелГУ» в городе Южноуральске,
Института проблем доступности высшего образования ЧелГУ,
Кафедры социологии ЧелГУ
г. Челябинск 15 января 2005 г.
Представительство ГОУВПО «ЧелГУ» в городе Южноуральске в лице директора Бабановой Ольги Трофимовны, действующей на основании Доверенности, с одной стороны, и Институт проблем доступности высшего образования ЧелГУ, в лице директора Мартыновой Елены Александровны, действующей на основании Положения, и кафедра социологии ЧелГУ в лице заведующего кафедрой Козлова Вадима Николаевича, действующего на основании Приказа ректора, с другой стороны, договорились о нижеследующем:
1. Факультет доступности высшего образования и кафедра социологии ЧелГУ совместно с Представительством ЧелГУ в Южноуральске в обоюдных и общезначимых целях осуществляют научно-исследовательскую работу по теме: «Муниципальные аспекты доступности высшего образования (на примере Представительства ЧелГУ в Южноуральске Челябинской области)».
2. Определяют в качестве цели исследования - выявить особенности, причины и следствия проблемы доступности высшего образования на уровне средних и малых городов, районов, возможные пути и формы ее решения.
Реализуют задачи исследования:
По основным участникам процесса получения высшего образования – социальным группам выпускников средних школ и их родителям, молодых людей со средним образованием, экспертов – классных руководителей, завучей и директоров школ, студентов и выпускников, преподавателей ЧелГУ в Южноуральске, а также по полу, социальному положению, уровню жизни, физическому состоянию и др.
- выявить отношение к высшему образованию и намерения получить его, выбор специальности и вуза, и факторы этого выбора;
- определить оценки подготовки в школе и возможностей поступления и обучения в вузе, в том числе на платной основе, потребности в специальности и поддержки со стороны администрации города, района, других участников процесса получения высшего образования;
- определить участие муниципалитетов, вузов в решении проблемы доступности высшего образования;
- проанализировать отношение и оценку ЧелГУ к его Представительства в Южноуральске, уровень и источники информированности о них, использование здесь основных методов и форм обучения, дистанционных образовательных технологий, содействие Представительства в прохождении практик студентами и трудоустройстве выпускников;
- рассмотреть Представительство вуза как организационно-педагогическую форму доступности высшего образования;
- выявить пути и возможности обеспечения высокого качества подготовки специалистов на базе Представительства вуза в условиях отдаленных от вузовских центров городов и районов;
- выявить предложения и замечания респондентов по расширению доступности высшего образования для молодежи из отдаленных городов и районов и в адрес Представительства ЧелГУ в Южноуральске;
- разработать инструментарий опросов выпускников средних школ и их родителей, молодых людей со средним образованием, экспертов – классных руководителей, завучей и директоров школ, студентов и выпускников ЧелГУ в Представительстве в г. Южноуральске, преподавателей ЧелГУ в Представительстве в г. Южноуральске;
- рассчитать представительные выборки и провести по ним опросы в указанных выше группах в гг. Южноуральске и Пласте, в Увельском районе, в Представительстве ЧелГУ в Южноуральске и в ЧелГУ (преподавателей);
обработать, проанализировать и обобщить социологическую информацию, сопоставить данные 2005 г. по совпадающим вопросам анкет с результатами исследования 1999 г. Подготовить отчет о результатах НИР.
3. Для выполнения настоящей НИР институт доступности высшего образования и кафедра социологии ЧелГУ задействуют свои ресурсы, формируют временный творческий коллектив (ВТК), утверждают, осуществляют календарный план работ.
4. Представительство ЧелГУ в г. Южноуральске обеспечивает ВТК доступ к необходимой информацией по теме, содействует в организации ее сбора, компенсирует отдельные затраты на исследование, решает вопросы издания программы исследования и результатов НИР.
5. Срок действия настоящего договора устанавливается с 15 января 2005 г. по 15 января 2006 г.
ОТ ЗАКАЗЧИКА: ОТ ИСПОЛНИТЕЛЯ:
Директор Представительства Директор института проблем
ГОУВПО «ЧелГУ» в г. Южноуральске доступности высшего
образования ЧелГУ
______________ О.Т. Бабанова ___________ Е.А. Мартынова
Заведующий кафедрой
социологии ЧелГУ
____________ В.Н. Козлов
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Этап мероприятия | Сроки выполнения | Вид отчета |
1. Разработка программы, инструментария исследования. Формирование выборки. Печать анкет 2. Сбор информации, проведение опросов, обработка информации. 3. Анализ и обобщение информации. Подготовка научного отчета | Февраль 2005 г. Март – апрель 2005 г. Май – июнь 2005 г. | Программа Инструментарии Протоколы компьютерной обработки информации Научный отчет |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ДВО
1. Аверкин В. и др. Модернизация образования в Новгородской области: экономические аспекты // Народное образование. 2003. № 10. с. 87-98
2. Анализ доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями / Е.А. Мартынова, В.Н. Козлов, О.К. Мишина, В.Н. Севастьянов. Челябинск: ЧелГУ, 2001. 16 с.
3. Болотин И., Киринюк А. Открытое образование. Дистанционное … / И. Болотин, А. Киринюк / Высшее образование в России. 2003. № 3. с. 75-81
4. Высшее образование: проблема доступности в регионе / Под общ ред. В.Н. Козлова, Е.А. Мартыновой. Челябинск: ЧелГУ, 2000, 139 с.
5. Демократизация доступности образования и удовлетворение спроса на высшее образование // Инновации в образовании. 2004. № 4, с. 135-137
6. Доступность высшего образования в Челябинской области: Библиографический справочник / Под ред. Е.А. Мартыновой Челябинск: ЧелГУ, 2003. 27 с.
7. Доступность высшего образования для инвалидов – материалы итоговой международной конференции, Челябинск, 26-28 мая 2003 года / ЧелГУ; Под ред. В.Н. Севастьянова, Е.А. Мартыновой. Челябинск: Б.и., 2003. 95 с.
8. Кликунов Н., Окорокова Г. О статусе филиала / Высшее образование в России. 2001. № 5. с. 24-30
9. Клячко Т. Усложнение управленческих функций в условиях модернизации образования / Народное образование. 2003. № 10. с. 77-86
10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. с. 3-16
11. Лошакова И. Социальная политика в сфере высшего образования: вчера и сегодня / И. Лошакова // Высшее образование в России. 2002. № 6. с. 16-27
12. Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями / Е.А. Мартынова. Челябинск: ЧелГУ, 2002. 383 с.
13. Министерство образования РФ Об опыте работы вузов в России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов»: Решение коллегии № 10 от 15.05.2001 г. / Народное образование. 2001. № 8. с. 278-281
14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Бюллетень министерства образования высшего и среднего профессионального образования. 2000. № 11. с. 4-13
15. Новиков А. Школа и новый класс эксплуататоров / А. Новиков; РАО // Народное образование. 2004. № 6, с. 16-25
16. Основные аспекты системы доступности высшего образования для инвалидов в Челябинском государственном университете: Сводный документ / Сост.: В.Д. Батухтин и др. Челябинск: Б.и., 1999. 11 с.
17. Программа социологического исследования по теме «Доступность высшего образования для молодежи с ограниченными физическими, социальными возможностями и учащихся университетских классов» / Под общ. Ред. В.Н. Козлова, Е.А. Мартыновой. Челябинск: Б.и., 1999. 62 с.
18. Реабилитация инвалидов: опыт, проблемы, история: Материалы научно-практической конференции (Челябинск, 10 февраля 2000 г.) / Под общ. ред. Е.А. Мартыновой. Челябинск: Б.и., 2000, 104 с.
19. РФ. Министерство образования. О реализации решения коллегии от 15 мая 2001 г. № 10 «Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего образования для инвалидов»: Приказ Минобразования РФ от 18 июня 2001 г. № 2417 / Вестник образования. 2001. № 17. с. 64-66
20. Савицкая Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России / Е.В. Савицкая // Вопросы статистики. 2004. № 9. с. 45-50
21. Смирнов С.С. Кому недоступно высшее образование? / Вестник Челябинского университета. Сер. 8 Экономика. Социология. Социальная работа. 2001. № 1. с. 149-152
22. Стратегии обучения студентов – инвалидов: Материалы международной конференции (7 – 8 июня 2000 год; Челябинск) / Под ред. В.Н. Севастьянова. Челябинск: ЧелГУ, 2001, 103 с.
23. Стратегия расширения доступности высшего образования в Челябинской области: Материалы международного семинара (24 июня 1998 года) / Под ред. А.Д. Щербова. Челябинск: Б.и., 1999. 96 с.
24. Тихомирнов В. Открытое образование в России: ожидания и первые результаты / В. тихомирнов / Alma Mater: Вестник высшей школы. 2002. № 5. с. 4-9
25. Харькин В.Н. От издателя / Известия Российской академии образования. 2002. № 1. с. 1
26. Чарушников В. Ключ к конкурентоспособности общества / Молодая гвардия. 2001. № 3. с. 32-38
27. Ярская-Смирнова Е., Романов П. Высшее образование инвалидов: политика и опыт / Е. Ярская-Смирнова, п. Романов // Высшее образование в России. 2004. № 7. с. 38-50