Жаль нам стало язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося звуки:
«Пя, пя, пя...» Предложите малышу повторить и это упражнение.
ПАССИВНАЯ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, малышам и тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за значительного снижения подвижности
губ и языка.
Пассивную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымытыми, ногти — коротко подстриженными. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку.
Пассивные движения нужно выполнять ежедневно,
желательно 2—3 раза в день, медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3—4 раза.
Периодически следует проверять, увеличилась ли подвижность губ и языка у ребенка, и, когда это станет возможным, заменить пассивную гимнастику активной.
Ниже приводится описание пассивных артикуляционных упражнений для детей любого возраста, которые можно проводить без помощи специалиста
Упражнения для губ