Политические режимы

Понятие «режим» (от лат. regimen, от фр. regime - управление) означает совокупность способов осуществления политической и государственной власти.

Политический режим - это функционирующая в рамках политической системы совокупность структур власти, которая характеризуется конкретно-историческими формами, образом правления, а также методами и средствами осуществления правящими кругами политической власти.

Политический режим возникает в политической системе общества под влиянием целого ряда факторов: на него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти политические элиты и политические партии; степень остроты классовых и межнациональных противоречий; наконец, уровень политической культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе. По мнению как западных, так и отечественных политологов, политический режим характеризуется рядом критериев:

- роль и функции главы государства в системе политического руководства;

- способ и порядок формирования представительных учреждений;

- положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений;

- правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан;

- наличие объективных источников информации, гласности.

Политические режимы подразделяются на два больших вида – демократические и антидемократические.

Поскольку в мире существует огромное количество политических режимов в различных странах, отличающихся друг от друга по определенным параметрам, в политологии дается их классификация в виде идеальных типов. В реальной же жизни зачастую сочетаются элементы идеальных типов. В политологии выделяются четыре основных типа политических режимов:

- авторитарный – власть одного лица, органа;

- тоталитарный – всепроникающий, всеподчиняющий;

- либеральный – свободный, предоставляющий гражданские права и свободы;

- демократический – вовлекающий народные массы в процессы политического управления.

На практике способ реализации государственной власти выступает чаще всего в таком симбиотическом проявлении: авторитарно-тоталитарный режим; либерально-демократическое правление.

Тоталитаризм как определенный тип политической системы - феномен XX и начала ХХIв. В политический лексикон термин «тоталитаризм» (от лат. «totalis» - весь, целый, полный) впервые ввел в 1925г. Б.Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е гг. одним из первых ученых, использовавших понятие «тоталитаризм», был немецкий философ и политолог К.Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для характеристики режимов, стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

К наиболее характерным чертам тоталитарного политического режима относятся:

- культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования;

- монополия одной партии на власть, не ограниченная ни законом, ни уставом самой партии. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции;

- сращивание партийного и государственного аппаратов. Правящая партия становится над государством и над гражданским обществом;

- культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями и воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и «дух нации», ее «историческую судьбу»;

- фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод, монопольный контроль за всеми сферами общественной жизни;

- наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы. Основным лозунгом тоталитарного политического режима является лозунг «запрещено все, что не приказано».

Авторитарный режим при всей близости к тоталитаризму отличается от него следующими признаками.

Во-первых, авторитаризм не претендует на политический контроль за всеми сторонами жизни общества. Он не вмешивается в те сферы, которые не связаны непосредственно с политикой. Для него характерны разгосударствление, деэтатизация экономики, культуры, социальной сферы. И, хотя власть может активно влиять на стратегию экономического развития и проводить достаточно активную социальную политику, механизмы рыночного саморегулирования при этом не разрушаются.

Во-вторых, здесь нет единой идеологической базы, сверхидеи или она довольно размыта. Западные политологи называют авторитарные режимы прагматическими диктатурами в отличие от идеократических при тоталитаризме.

В-третьих, авторитарный режим по сравнению с тоталитарным более гибок, способен к трансформации и модернизации. Он допускает размежевание и поляризацию различных политических сил и интересов, разрешает в определенных рамках легальную оппозицию и тем самым способствует зарождению демократических механизмов и институтов.

В-четвертых, тоталитарные режимы опираются, прежде всего, на массовые движения, партии, вожди которых, как правило, не входили в старые структуры власти, а авторитарные режимы всегда пользуются поддержкой традиционных сил порядка - армии, бюрократии, церкви.

Авторитаризму присущи следующие черты:

- носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны другим государственным органам. Это могут быть абсолютный монарх, диктатор, военная хунта и другие олигархические структуры. Масса же населения отчуждается от власти;

- ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов. Фактический отказ от концепции разделения властей;

- опора на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого;

- ограничение или полное запрещение легальной политической оппозиции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям. Конкуренция в политической сфере отсутствует.

- отказ от тотального контроля над обществом. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Основным лозунгом режима является лозунг «Разрешено все, кроме политики».

Либеральный режим - позволяет обществу и разным социальным группам влиять на принимаемые решения. В либеральном обществе любой вопрос, стоящий перед властью, любая политическая проблема подвергаются многократному обсуждению. Обсуждение с целью влияния - это тоже политика. Но лидеры либеральной власти, готовые обсуждать с народом свои решения, не готовы отдать свою власть. Принцип общественной жизни оказывается таким: «Позволено все, что не ведет к смене власти».

При демократическом режиме общество, сохраняя за собой право влияния, приобретает и право выбора: само выбирает носителей власти и через них - тот или иной вариант развития. Выбор же может осуществляться только в рамках высоко формализованных правовых норм. Зрелое демократическое общество ощущает равную ответственность граждан за действия своего правительства. Политические идеалы требуют лишь одного - законности действий граждан, включая и лидеров верхнего эшелона. «Разрешается все, что не запрещено моралью, законом», - таков принцип демократического общества.

Открытость и гласность, характерные для демократического государства, создают совершенно новые возможности и для формирования, обновления властных органов, и для выработки внутренней и внешней политики с учетом интересов человека, общества.

Таким образом, демократический режим характеризуется:

- признанием народа источником власти государства;

- официальным признанием легитимности власти большинства при учете и обеспечении власти меньшинства;

- осуществлением выборности центральных и некоторых других органов власти;

- утверждением верховенства закона, регулирующего реализацию государственной власти, ее взаимодействие с населением;

- обеспечением свободы и равенства граждан между собой и по отношению к самому закону;

- гарантией определенного (необходимого) набора жизненно важных прав граждан, а также фиксацией перечня основных обязанностей индивида перед государством.

Следует подчеркнуть, что переход от одного политического режима к другому – достаточно сложный и длительный процесс.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: