Политические системы

Понятие политической системы. Политическая система является одной из систем общества наряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой деятельности. Специфика политической системы проявляется, во-первых, в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всего общества и каждой его системы. Во-вторых, располагая властью, она вместе с тем является частью надстройки общества, которая предопределяется экономическим базисом. В-третьих, она имеет относительную самостоятельность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, функций и ролей. Отношения в ней регулируются специальными правовыми и политическими нормами.

Политическая система общества - это сложная, многогранная система отношений политических государственных и негосударственных социальных институтов, политических идей, взглядов, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее; это совокупность политической власти, политических субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.

Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти. Так, профессор М.X.Фарукшин считает, что «центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть, подобно тому, как в экономической системе таким элементом является собственность»[7].

Для лучшего понимания сущности политической системы нужно знание ее функций, к которым можно отнести:

- определение целей и задач общества, разработку программ его жизнедеятельности;

- мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;

- политическую социализацию общества;

- формирование политического сознания граждан или манипулирование им;

- политическую связь элементов системы, системы в целом и среды;

- укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности;

- нормотворчество;

- легитимацию, то есть достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

Следует иметь в виду, что политическая система возникает в процессе деления общества на классы и с появлением государства. По мере развития общества политическая система становится все более сложной и разветвленной. Поэтому структура, механизм ее функционирования всегда носят конкретно-исторический характер, определяемый уровнем экономического, социального, духовно-нравственного развития общества, а также рядом других факторов международного, географического и другого характера. Различаются же политические системы между собой по формам и степени влияния общественных сил на частную жизнь.

Несмотря на свою несхожесть, политические системы общества имеют более или менее однородную структуру: политические отношения; политические организации; политические и правовые нормы; политическое сознание; политическую культуру. В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система.

1. Политические отношения складываются в обществе, во-первых, по поводу завоевания и осуществления политической власти, это, прежде всего, межклассовые, внутриклассовые, межнациональные, межгосударственные отношения. Во-вторых, это так называемые вертикальные отношения, формирующиеся в процессе осуществления политической власти между политическими организациями (государством, партиями, трудовыми коллективами, общественными организациями). В-третьих, это отношения, которые вырабатываются между политическими организациями и учреждениями (администрация края, области, предприятие, институт, учреждение культуры, партия, трудовой коллектив и т.д.).

2. Политическая организация общества охватывает стабильные политические организации и учреждения данного общества, непосредственно взаимодействующие с массами и осуществляющие волю определенных социальных групп, опираясь на политическую власть (государство, партии, трудовые коллективы, общественные организации и движения, преследующие политические цели).

Ведущим ядром политической организации общества является государство со всеми его составляющими частями: законодательной, исполнительной и судебной властью, вооруженными силами, органами разведки, внутренних дел, прокуратуры и т. д.

Значительную роль в функционировании политической организации общества играют партии, в которые объединяется наиболее активная часть общества. Политические партии участвуют в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывают влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основными поставщиками кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.

Трудовые коллективы, оставаясь основной ячейкой общества, все более расширяют воздействие на функционирование политической организации общества. Политическим субъектом может стать любой трудовой коллектив, если он: 1) может самостоятельно принимать решения; 2) имеет средства и возможности реализовать их (или по крайне мере проконтролировать их реализацию); 3) отвечает за свои действия перед какой-либо более представительной инстанцией.

Общественные организации и движения преследуют политические цели. Это профессиональные, молодежные, творческие, оборонные и т.д. добровольные объединения граждан, способствующие развитию политической, социальной, трудовой активности и самодеятельности своих членов, удовлетворению и защите их многочисленных потребностей и интересов. Они действуют в соответствии с закрепленными в их Уставах целями и задачами, в рамках государственного законодательства.

Активным и самостоятельным элементом политической организации общества все больше становятся средства массовой информации. К ним относятся предприятия, организации и учреждения, занимающиеся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печати, радио, телевидения.

Политическая организация цементирует политическую систему в целостный организм, придает ей устойчивость, формирует средства воздействия на общество, создает нормы политической жизни.

3. Политические принципы и нормы тоже являются составным элементом политической системы. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, авторитаризм и демократия), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующей политической системы.

Политические принципы и нормы закрепляются в Конституциях стран, их законах, кодексах, подзаконных актах, которые регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

Через политические принципы и нормы получают официальное признание определенные социальные интересы и политические устои. С другой стороны, через эти принципы и нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения. Таким путем происходит формирование политического сознания и действий, соответствующих целям и задачам политической системы.

Однако следует иметь в виду, что люди являются не только исполнителями написанной кем-то политической партитуры, они сами играют неповторимую роль в становлении новых политических принципов и норм, являя собой как одаренных, творящих на века, так и бездарных и беспомощных даже в исполнении написанного для них предками. В этом смысле принципы и нормы новой политики могут оказаться выше возможностей поколения, на долю которого выпало их претворение в жизнь.

4. Один из наиболее действенных элементов политической системы - политическое сознание. Сюда входят политическая идеология и психология, которые влияют на мировоззрение и политические убеждения людей, на процесс формирования общественного мнения и массового сознания, а в совокупности - на политические отношения и процесс функционирования политической системы.

5. Политическая культура определяет уровень, характер и содержание политических знаний, идеологии, ценностей, традиций, убеждений, навыков и действий. Интегративная функция политической культуры в обществе состоит в том, что она служит опорой существующей политической системы, способствует единению всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.

Типы политических систем. В отечественной политической литературе длительный период выделялись два типа современных политических систем: буржуазная и социалистическая. Однако в наше динамичное время эта типология не может быть исчерпывающе объективной в силу ряда обстоятельств, новых явлений жизни. В частности, многие капиталистические государства могут быть, с достаточными на то основаниями, по ряду признаков разделены на государства капиталистического классического типа и социал-демократической направленности.

Во многих буржуазных странах уровень социализации капитала и обобществления производства достиг такой степени, что явно просматриваются элементы социализма. В связи с этим анализировать и оценивать социально-экономические структуры как чисто капиталистические было бы неправомерно.

В свою очередь, важно отметить и то, что большие трудности и сложности наблюдаются в определении критериев социализма. Это вызвано рядом причин и, в первую очередь, искажениями и деформациями социалистического строительства во всех бывших странах социализма.

Современные политологи классифицируют политические системы по ряду критериев. В зависимости от характера и способа взаимоотношений власти, общества и личности, политического режима выделяют демократические, тоталитарные и авторитарные системы. Распространено деление политических систем на: традиционные, которые характеризуются неразвитым гражданским обществом, недостаточной разграниченностью политических ролей; модернизированные, где достаточно развиты элементы гражданского общества и механизмы рациональной легитимации власти; переходные, характеризующиеся всеобщей политизацией народных масс, бурно снижающимся уровнем жизни народа, формированием нового уровня гласности, плюрализма.

Политические системы могут разделяться на консервативные (сохраняющие и поддерживающие установленный порядок) и трансформирующиеся (ориентированные на реформы и проведение общественных преобразований). Последние могут быть реакционными, ориентированными на прошлое, и прогрессивными, взявшими курс на формирование общества нового типа.

По признаку участия в политическом процессе выделяют либеральную демократию, где высока степень добровольного, но пассивного участия; коммунистическую, имеющуювысокую степень принудительности; развивающуюся - с низким участием в политике.

Политические системы подразделяются на открытые и закрытые в зависимости от связей с внешней средой и другими странами.

Выделяют завершенные и незавершенные политические системы, имеющие место особенно в развивающихся странах; централизованные и децентрализованные в зависимости от концентрации или распределенности власти.

В литературе встречается и формационный (марксистский) подход к делению политических систем на - рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические, первой стадией которых является социализм.

Такое множество типологий политических систем определяется сложностью политического мира, многообразием критериев, на основе которых можно более детально и всесторонне рассмотреть политические процессы, происходящие в каждой стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: