Традиционные формы распространения программного обеспечения

Специалист в сфере программного обеспечния А. Н. Козырев позиционирует рынок программного обеспечения как рынок лицензий, основанных на авторском праве. На сегодняшний день существуют следующие традиционные инструменты распространения коммерческого программного обеспечения:

– традиционные лицензионные договоры, заключаемые в письменной форме и предусматривающие паушальный платеж и периодическую выплату роялти;

– коробочные (или оберточные) лицензии, напечатанные на упаковке продукта (или размещенные на сайте, с которого пользователи скачивают продукт), представляющие собой разновидность договора оферты (к которой покупатель присоединяется, вскрыв упаковку или завершив загрузку копии продукта с сайта); этот вид лицензий был введен в практику в 70-х гг. XX в. корпорацией «Microsoft», и получил наиболее широкое распространение в связи с отсутствием необходимости в переговорах о цене лицензии в процессе торговли, что создает определенные психологические удобства как для производителя, так и для потребителя;

– договоры аренды, по которым программное обеспечение остается в собственности производителя, а потребитель получает право пользования программным продуктом в течение оговоренного срока;

– подписки на обновления, когда потребитель приобретает право пользования постоянно развивающимся программным продуктом, а также право на периодическое получение очередных версий и обновлений продукта; такой способ наиболее удобен для распространения антивирусов, бухгалтерских пакетов, а также справочных правовых систем.

Следует отметить, что лицензии, подписки на обновления и договоры аренды программного обеспечения могут быть бессрочными, а могут иметь определенный срок действия. При этом часть программных продуктов – так называемое предустановленное программное обеспечение – продается вместе с аппаратным обеспечением (как правило, таким способом распространяется системное программное обеспечение). Другая часть программных продуктов приобретается пользователями дополнительно.

Довольно давно применяются еще две формы распространения программного обеспечения:

частично бесплатное программное обеспечение (Partially Freeware). Такая форма предполагает, что часть пользователей, например, студенты и школьники, могут пользоваться продуктом бесплатно, а остальные пользователи обязаны приобретать лицензии на возмездной основе;

условно бесплатное программное обеспечение (Shareware). Пользователю предлагается версия продукта, ограниченная по возможностям (неполнофункциональная или демонстрационная версия), сроку действия (пробная версия) или версия со встроенным напоминанием о необходимости оплаты использования программы, и пользователь имеет возможность перейти к использованию полной версии после платной регистрации.

Кроме того, некоторые программные продукты (драйверы устройств, веб-браузеры и др.) традиционно распространяются бесплатно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: