Структура рынка программного обеспечения

В экономической теории под рынком традиционно понимается совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции, между экономическими агентами (субъектами рынка) по поводу движения товаров, услуг и денег.

Субъектами рынка программного обеспечения являются:

– разработчики программного обеспечения – продавцы;

– пользователи программного обеспечения – покупатели;

– реселлеры программного обеспечения – посредники;

пираты.

Поскольку использование программного обеспечения невозможно при отсутствии аппаратного обеспечения, пользователи программного обеспечения обязательно являются одновременно и пользователями аппаратного обеспечения. В связи с этим принятие стратегических и тактических решений разработчиками и пользователями программного обеспечения происходит во взаимодействии с другими участниками рынка информационных технологий:

– производителями микропроцессоров;

– поставщиками материнских плат, накопителей, видеокарт и других элементов компьютеров;

– сборщиками компьютеров, реселлерами и системными интеграторами.

В частности, часть программного обеспечения продается предустановленным на компьютеры, часть прилагается к вычислительным устройствам, а часть – распространяется отдельно от аппаратного обеспечения.

Существует неопределенность относительно вопроса о том, что же продается и покупается на рынке программного обеспечения.

С одной стороны, предметом торговли является услуга – предоставление неисключительных прав на использование программного обеспечения (закрепленных лицензией), с другой стороны – продается продукт – само программное обеспечение, ведь пользователь качественной нелицензионной копии получает все те же функции, что и пользователь оригинальной лицензионной копии, только его издержки по приобретению выражаются не ценой покупки, а возможным штрафом за использование пиратской копии.

В нашем пособии объекты рынка считаются экономическими благами, без выделения конкретных аспектов, присущих продуктам и услугам.

По определению Ф. Котлера, «сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга» [38].

Вследствие нематериальности, с точки зрения пользователя, программное обеспечение является продуктом длительного пользования, подверженным лишь моральному износу. Свойства нематериальности и идемпотентности программного обеспечения определяют, что пользователь приобретает программный продукт лишь один раз, и впоследствии ему можно продать (или передать) лишь новую версию продукта, предлагающую расширенные (по сравнению с предыдущей версией) функциональные возможности.

Поскольку программные продукты идемпотентны, при приобретении программного обеспечения фирмой, как правило, одним и тем же продуктом пользуется сразу несколько сотрудников.

Поэтому, в первую очередь, рынок программного обеспечения делится на два больших сегмента:

– потребительский рынок (рынок физических лиц);

– корпоративный рынок (рынок юридических лиц).

Далее корпоративный рынок разбивается на сегмент крупного бизнеса и сегмент малого и среднего бизнеса. С другой стороны, рынок программного обеспечения сегментируется в соответствии с назначением продуктов:

– на рынок системного программного обеспечения;

– рынок инструментального программного обеспечения;

– рынок прикладного программного обеспечения (который, в свою очередь, делится на сегменты приложений горизонтальной и вертикальной сферы).

Рынок приложений горизонтальной сферы подразделяется на сегменты офисных приложений, ERP-систем, CRM-систем и т. д., на рынке приложений вертикальной сферы выделяются сегменты билинговых систем, автоматизированных банковских систем и др.

В соответствии со способами распространения товаров и услуг и их правовой основой выделяются следующие сегменты рынка программного обеспечения:

– рынок легальных программных продуктов, распространяемых на возмездной основе;

– рынок пиратских программных продуктов, распространяемых на возмездной основе;

– рынок легальных программных продуктов, распространяемых на безвозмездной основе;

– рынок пиратских программных продуктов, распространяемых на безвозмездной основе.

Еще один признак, в соответствии с которым сегментируется рынок программного обеспечения – модель бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: