Принципы прогнозирования

Методологическая база прогностики содержит ряд принципов. В их числе:

· принцип системности прогнозирования

· принцип согласованности прогнозирования

· принцип вариантности прогнозирования.

· принцип непрерывности прогнозирования

· принцип верифицируемости прогнозирования.

· принцип рентабельности прогнозирования

Принцип системности прогнозирования предполагает соподчиненность и взаимосвязь прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов. Так, при составлении прогноза социально-экономического развития страны необходимо основывать его на прогнозах развития регионов и муниципальных образований. Прогнозирование развития муниципальных образований осуществляется, в свою очередь, с учетом прогнозов развития региона. Данный принцип учитывается в порядке составления государственных прогнозов социально-экономического развития, имеющих итеративный характер.

Принцип согласованности прогнозирования требует согласования нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения. Нормативный прогноз, близкий по своему содержанию к плану, должен учитывать возможные сценарии и тенденции развития объекта прогнозирования, полученные в результате поискового (исследовательского) прогнозирования.

Принцип вариантности прогнозирования учитывает, что в условиях высокого динамизма внешней среды, характерного для современного общества развитие объекта может пойти по различным путям. Этот принцип требует разработки нескольких вариантов прогноза, исходя из вариантов прогнозного фона. В государственном управлении, обычно, разрабатывается два варианта прогноза или сценарных условий: пессимистический и оптимистический. Часто, особенно в ситуациях большой неопределенности внешней среды, необходима большая вариативность прогнозов.

Принцип непрерывности прогнозирования требует, что по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования прогноз необходимо корректировать. Так, государственный прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу корректируется дважды: по итогам полугодия и по итогам трех кварталов в качестве базы прогноза на следующий год.

Принцип верифицируемости прогнозирования указывает на обязательную процедуру проверки разработанных прогнозов на точность, надежность, достоверность, их обоснованность.

Принцип рентабельности прогнозирования тесно связан с достоверностью, ибо только надежный прогноз может быть экономически эффективным. Имеется в виду, что затраты на разработку прогноза, а это весьма дорогостоящее исследование, должны окупиться и не только, но и принести прибыль, доход заказчику при его использовании, или положительный эффект в любом другом случае.

Таким образом, существующие тенденции развития и методологические установки естествознания и социальной науки, находят непосредственное отражение в теории и практике прогнозирования. К тенденциям современного прогнозирования можно отнести: интеграцию прогнозирования в управленческую деятельность; повышение доли локальных и региональных прогнозов по сравнению с глобальными; повышение доли экспертных, качественных методов прогнозирования по сравнению с математическими, чисто количественными, прогнозирование в ходе процедур предпроектной коммуникации и согласований.

Задание 3. Приведите примеры вероятных ошибок, возникающих при несоблюдении принципа системности прогнозирования.

Методологические проблемы и принципы планирования

Можно выделить несколько типов методологических проблем планирования.

Во-первых, можно говорить о проблемах, связанных с философскими дискуссиями по поводу рациональности человеческого поведения. Сама возможность планирования означает признание возможности рациональности, т.е. способности ставить цели и достигать их.

Действительно, сущность планирования заключается в том, что люди сознательно определяют цели своих действий, соизмеряют их с возможностями, ресурсами и стремятся к получению желаемого результата. Возможно ли получение этого результата, достижение поставленной цели?

Данная проблема фиксируется в философской рефлексии в различных формах. Это и дискуссия о соотношении свободы и необходимости, проходящая красной нитью через всю историю философии, и критика рациональности в скептицизме, постпозитизизме, философии Франкфуртской школы, постмодернизме, и вопросы соотношения рационального и иррационального.

Наибольшее значение для практики современного планирования имеют два контекста обсуждения. Во-первых, в философии и социологии, во-вторых, в теории управления и теории принятия решений. В философии и социологии, это обсуждение возможности и ограниченности целерационального действия. Понятие целерационального действия введено М. Вебером и обозначает действие индивида, ясно осознавающего его цель и сознательно выбирающего средства его осуществления. Распространение целерационального действия, по его мнению, означает рационализацию способа ведения хозяйства, рационализацию управления, рационализацию мышления и образа жизни людей. Этот процесс происходит благодаря усилению влияния науки, являющейся наиболее полным воплощением принципа рациональности, на сферы производства, управления и быта.

Современные исследователи показывают, что целерациональное действие – это идеализация: в практической деятельности человек зачастую преследует несколько целей или действует неосознанно, не может в полной мере предвидеть последствия своих действий, не всегда обладает или правильно оценивает необходимые ресурсы. Таким образом, ставиться под сомнение возможность целерационального действия.

Второй контекст обсуждения связан с развитием теории управления. Научный менеджмент основан на модели полной рациональности. Она предполагает, что человек - полностью рациональное существо, стремящееся максимизировать свои выгоды, реагирующее на экономические стимулы независимо от социального окружения. Предполагалось, что управление таким индивидом возможно с помощью формальных стандартных нормативов, регулирующих его деятельность пооперационно.

Подобные методологические установки объединяют концепции Ф. Тейлора, А. Файоля, Л. Гьюлика, Л. Урвика, модель «рациональной бюрократии» М. Вебера-В. Вильсона и др. Кризис этих установок, произошедший в 20-30 гг. нашего столетия, знаменуется появлением в менеджменте школы «человеческих отношений», бросившей «гуманистический вызов» классическим принципам. Критика модели полной рациональности ведется по многим направлениям. Подвергается сомнению возможность полной детерминированности человека экономическими интересами, его полной «управляемости» и прогнозируемости его поведения.

Так, с критикой классических принципов выступает один из основателей школы социальных систем Г. Саймон. Он ставит под сомнение возможность полной рациональности при принятии решений. На смену модели полной рациональности приходят теория «минимальной рациональности» (К. Черняк), модель «ограниченной рациональности» (Г. Саймон). В 80-90-х годах XX в. появляется альтернатива модели «рациональной бюрократии» - модель «нового государственного управления» В.Нисканена-Худа. Именно с возвращением к рациональности, но в ее современном, скорректированном варианте связан новый этап теории менеджмента.

Очевидно, эти выводы ставят под сомнение и возможность или эффективность не только рационального поведения вообще, но и планирования. В теории и практике социального управления данные сомнение нашли отражение в споре по поводу возможности государственного регулирования экономики вообще и социального планирования в частности между либералами и государственниками, монетаристами и кейнсианцами.

Так, модель абсолютной рациональности воплощена в представлении о возможности централизованного директивного планирования в командно-административной системе.

Либеральные школы практически отрицают возможность планирования на государственном уровне.

Кейнсианские представления вводят понятие индикативного планирования, видят ограниченные возможности планирования на государственном уровне, реализуя таким образом модель ограниченной рациональности.

Необходимо отметить, что сам спор между кейсианцами и либералами уже переходит в плоскость научной методологии, в частности методологии экономики и менеджмента. В группу методологически проблем, фиксируемых на уровне научной рефлексии, входит также и ряд других вопросов.

Так, в теории управления и экономике обсуждаются проблемы соотношения планирования и других функций управления или других форм знания о будущем. Иногда планирование сводится к принятию решения, и выделяют его этапы аналогично этапам принятия решения.

Важная проблема этой группы – конкретизация объектов и области применения социального планирования.

Так, спорным является круг объектов, подлежащих государственному планированию. К этим объектам относят, прежде всего, структуру общественного производства. На пропорции и структурные сдвиги может влиять функционирование рынка, и государству небезразлично, как складываются пропорции.

Так, к важнейшим задачам планирования относят:

- определение общественных потребностей;

- выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов;

- обеспечение сбалансированности развития между сферами, отраслями, видами производства, между экономическими районами страны;

- повышение эффективности использования ресурсов.

Различаются мнения по поводу планирования развития социальной сферы. Подчеркивается значимость предвидения и планирования влияния развития экономики на жизнь разных социальных групп населения, выявление негативных сторон этого влияния и определение мер по защите нуждающихся. Наиболее острые споры вызывает вопрос возможности и границ планирования развития ряда социальных сфер, прежде всего культуры и науки.

К разряду методологических проблем относится и определение принципов планирования:

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов:

- необходимость,

- единство,

- непрерывность,

- гибкость,

- точность

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Отсутствие плана или программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния, если не краха, дел. Вопрос о необходимости плана на каждом предприятии, видимо, и не должен ставиться: программа предстоящих действий является, безусловно, необходимой. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях наряду с так называемым техпромфинпланом существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб. Однако все эти планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей тотчас же переносилось или отражалось и в общем плане предприятия.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них − к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводит обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые также ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы.

Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним её окружением. Главным образом точность определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном − можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

К числу основных принципов планирования в настоящее время также относят:

- оптимальность плановых решений в соответствии с избранными критериями;

- сбалансированность и пропорциональность показателей в ресурсном, отраслевом, территориальном, общеотраслевом, межотраслевом, внутриотраслевом, внешнеэкономическом разрезах;

- выделение приоритетов, ведущих звеньев;

- обоснование резервного (аварийного) варианта плана, предназначенного для выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах.

Таким образом, к методологическим проблемам уровня философской рефлексии можно отнести вопросы возможности и границ применения различных типов планирования, выбора модели рациональности и типа менеджмента для обоснования практики планирования. К научным методологическим проблемам относятся вопросы возможности и способов государственного регулирования экономики, нашедшие отражение в споре кейнсианцев и монетаристов; проблемы понятийной базы и выбора объектов подлежащих государственному планирования.

Задание 4. Покажите, как в теории и практике планирования реализуется модель абсолютной рациональности.

Опыт и современные тенденции планирования в условиях рыночной экономики

Стимулом развития прогнозирования и планирования за рубежом стал мировой кризис 1929-1933 гг., заставивший искать пути выхода из него. В 30-е гг. за рубежом впервые возникает планирование на макроуровне. Первые планы на макроэкономическом уровне касались финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

В 1944 году известный немецкий экономист К. Ландауэр, эмигрировавший в США, опубликовал свою книгу под названием «Теория национального экономического планирования». Система планирования, предложенная автором, очень похожа на ту, которая позже стала известна, как «Индикативное планирование», в рамках которого национальное правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

В послевоенные годы планирование на макроэкономическом уровне используется не только для борьбы с кризисом, но и для регулирования процессов распределения национального продукта. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора в экономике, дали возможность правительствам осуществлять прямой контроль над внешней торговлей, ценовой политикой и финансами. В 50-е гг. во многих странах произошел отход от составления национальных государственных планов в форме бюджетов.

Сформировались два новых направления. Первое, связано с усложнением административного государственного аппарата, используемого для разработки планов; второе, с расширением сферы деятельности планирования и прогнозирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов государства, то в начале 60-х годов XX века создаются специальные плановые органы: так, во Франции – это Генеральный комиссариат по планированию, в Японии – это Экономический консультативный совет и Управление экономического планирования; в Нидерландах – это Центральное плановое бюро; в Канаде – Экономический совет.

Во Франции общегосударственные планы разрабатываются с 1946 г. Первый государственный план был назван по имени основателя французской системы планирования «план Моне».

Можно выделить три этапа развития системы планирования во Франции. Первый этап охватывает послевоенные годы и характеризуется тем, что планы, построенные на базе прогнозов, носят директивный характер, и параметры, заложенные в них, обязательны для исполнения. Во На втором этапе, начиная с 60-х годов, Франция переходит к индикативному планированию и построению соответствующих прогнозов развития. В этот период параметры, содержащиеся в планах, начинают носить рекомендательный, ориентировочные для частного сектора экономики характер. На третьем этапе, в последние два десятилетия, Франция вступила в новую стадию развития системы прогнозирования и планирования – основной акцент переносится на составление стратегических планов развития. Многие исследователи связывают такой переход с интегрирующей ролью Европейского союза. В 2006 году Генеральный комиссариат по планированию был преобразован в Центр стратегического анализа.

Планирование в Японии начали применять только в 50-е годы в связи с необходимостью срочного восстановления экономики. Эту задачу решал Правительственный совет по экономическому планированию. Были разработаны двенадцать общегосударственных планов социально-экономического развития. Они предусматривали решение самых важных и неотложных проблем, стоящих перед страной.

Сложившейся формой общенационального планирования в Японии, является, таким образом, периодическая разработка общегосударственных планов социально-экономического развития страны. В этом процессе в той или иной мере принимают участие все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, и прежде всего министерство финансов и министерство внешней торговли и промышленности. К составлению планов привлекаются и многие научно-исследовательские организации, а также широкий круг опытных специалистов и экспертов. Главную же координирующую роль в их разработке играет Управление экономического планирования, а совещательно-исполнительную - Экономический совет.

Экономический совет, приступая к планированию, исходит прежде всего из целей достижение экономической независимости страны, максимизация роста, удвоение национального дохода и т.п. Вместе с тем с начала 60-х годов учитываются и цели, поставленные всеохватывающими долгосрочными государственными программами, известными как комплексные планы национального развития. Они разрабатываются Советом по вопросам национальной территории при правительственном Управлении по делам национальной территории по мере возникновения серьезных изменений во внутренних и внешних условиях развития страны.

Эти долгосрочные государственные программы (в отличие от экономических планов) утверждаются кабинетом министров не просто на основе сложившейся традиции, а согласно закону о комплексном развитии территории страны (1950 г.) и поэтому носят законодательный характер.

Главная цель - обеспечить основу сбалансированного развития нации. Исходя из существующих проблем планового развития государственной территории, и необходимости обеспечения ее безопасности, поставлена задача добиться ликвидации чрезмерной концентрации населения, экономики и административных функций государства в основных районах страны, достичь повсеместного развития ее территории, углубления связей между отдельными районами.

Общегосударственные планы социально-экономического развития представляют собой конкретизированную экономическую часть всеохватывающих долгосрочных государственных программ.

На разработку такого плана уходит несколько месяцев, после чего Экономический совет представляет его в виде доклада премьер-министру, который, как правило, одобряет план без особых изменений. При необходимости вносятся определенные поправки и уточнения. По традиции окончательный вариант утверждается кабинетом министров как общегосударственный экономический план, публикуется в печати и доводится до сведения всех правительственных учреждений. Практика показала, что большинство японских компаний (особенно крупных) способствуют осуществлению плана, а многие из них планируют свою деятельность исходя из его наметок и ориентиров.

Отличительной чертой японского общегосударственного планирования является гибкость. Практически ни один из действовавших планов не просуществовал до первоначально намеченных конечных сроков. Однако их досрочная замена очередными новыми программами отнюдь не были результатом неэффективности, а вызвана тем, что основные плановые показатели были превзойдены или почти выполнены за более короткий период.

В Южной Корее государственное планирование началось с плана Натана, разработанного в 1954 г. при участии экспертов ООН.

В начале 1960-х годов экспертами Агентства международного развития была разработана долгосрочная программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации Международного валютного фонда (МВФ). В программе намечалось всемерное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование в конкурентоспособные отрасли; поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне; контроль государства над производством.

Особое внимание в государственных планах Южной Кореи придается поддержке крупных финансово-промышленных групп (ФПГ). Динамичный рост ФПГ, ориентация на внешний рынок способствовали их превращению в транснациональные корпорации (ТНК).

Экономической реалией Южной Кореи является централизованное планирование с использованием средне-, долгосрочных планов и целевых программ, с установлением в некоторых случаях детализированных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой мониторинга хозяйственной деятельности и жестким экономическим, а иногда и административно-командным контролем.

Приоритетным направлением является поддрежка экспорта путем предоставления льгот и субсидирования национальных экспортеров. Если в течение строго ограниченного времени экспортеру не удалось занять рыночную нишу или нарастить свое присутствие на данном товарном рынке, он автоматически теряет льготы и субсидии. Под контролем государства находятся также внутрифирменные издержки и качество продукции, иностранный капитал.

В экономике Китая государственный сектор сочетается с рыночным (прежде всего в сельском хозяйстве, производстве товаров народного потребления, торговле, сфере услуг). В государственном секторе директивное планирование сохранено, но оно достаточно гибкое. В негосударственном секторе применяются планирование и рыночные регуляторы. В результате двухсекторная экономика регулируется в одном случае планом, в другом — рынком. Гибкое сочетание плана и рынка обеспечило в Китае феноменальные экономические результаты и существенное улучшение всех показателей развития. Экономическое чудо в Китае стало одним из важнейших событий мировой истории последних десятилетий. В период реформ (1978—1997 гг.) валовой внутренний продукт страны вырос в 5,7 раза, или в среднем прирост составил 9,6% ежегодно.

В последнее время возрос интерес к латиноамериканскому опыту экономических реформ. Аргентинский вариант выхода из системного кризиса предполагает жесткую привязку национальной валюты к другой, более устойчивой валюте и проведение тотальной приватизации, включая естественные монополии.

Итак, государственное планирование широко применяется в развитых странах с рыночной экономикой. Планирование начинает активно развиваться в государственном управлении Франции, Германии, Японии, Южной Корее, Китая для борьбы с кризисами, регулирования процессов распределения национального продукта, формирования и реализации стратегии страны, обеспечения сбалансированного развития нации. Применяются различные варианты индикативного планирования, сочетание централизованного планирования и рыночных механизмов регулирования экономики.

Задание 5. Перечислите и раскройте содержание этапов развития системы планирования во Франции.

Контрольные вопросы:

1. Какие скептические аргументы по поводу достоверности прогнозирования связаны c развитием синергетики?

2. В чем суть критика прогнозирования К. Поппером?

3. Как повлиял на практику прогнозирование кризис натурализма и историцизма?

4. Приведите примеры реализации принципа непрерывности прогнозирования.

5. Как отразился в теории и практике планирования изменение моделей рациональности

6. Приведите примеры объектов централизованного планирования в странах с рыночной экономикой.

7. Какой автор впервые предложил систему индикативного планирования.

8. С какого времени разрабатываются общегосударственные планы во Франции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: