Современные тенденции и принципы прогнозирования

Несмотря на развившийся скептицизм по отношению к прогнозированию, оно по-прежнему широко используется в реальной управленческой практике. Однако, изменение социально-экономических условий, кризис классической картины мира и классической рациональности в естественных и социальных науках привели к определенным существенным изменениям.

Особенности прогнозирования развития социальных объектов и последствий принимаемых стратегических решений, демонстрирует то, что тенденции развития и установки естествознания и социальной науки находят непосредственное отражение в теории и практике прогнозирования.

С конца 60-х годов прогнозирование на Западе утрачивает изолированный, самостоятельный характер, которым оно отличалось ранее. Прогнозы стали входить непосредственно в систему планирования, программирования, проектирования, вообще управления, служить целям управления. Прогнозирование стало чаще осуществляется в ходе экспертиз, выявляющих последствия принимаемых решений (т.е. как составная часть программирования и планирования), чем в форме самостоятельного этапа, предваряющего принятие программы, проекта или плана. Соответственно все более значительная часть учреждений и организаций сферы прогнозирования оказалась включенной в системы учреждений и организаций сферы управления.

В современном прогнозировании существенно повышается доля локальных и региональных прогнозов по сравнению с глобальными. Увеличивается вес краткосрочных и среднесрочных прогнозов по сравнению с дальносрочными и долгосрочными.

þ Конечно, крупномасштабное и долгосрочное прогнозирование не утратило совсем своего значения. Так, во Франции разрабатываются прогнозы вероятного и желательного размещения производительных сил страны, в Швеции разрабатываются долгосрочные прогнозы развития топливно-энергетического, материально-сырьевого и внешнеторгового баланса страны. Комплексные технико-экономические прогнозы крупных масштабов имеют место в США, Японии, ФРГ, Англии, Бельгии, Нидерландах и других странах.

В прогнозировании экономических и социальных тенденций на мировом уровне широко используются приемы экстраполяции прошлых лет, метод «Дельфы», балансовый метод. Наряду с прогнозами в мире разрабатываются и целевые программы. Наибольший интерес в этом отношении представляют программы, регулярно разрабатываемые Министерством сельского хозяйства США. В странах Западной Европы наибольший интерес представляет план Мансхолта, прогнозы французских ученых Веделя, Бергмана, немецких — Бюкенхофа и др.

Разрабатывается и российский дальносрочный план-прогноз – «Стратегия-2020».Однако, доля крупномасштабного, долгосрочного прогнозирования значительно сокращается, уступая место, с одной стороны, среднесрочному и краткосрочному прогнозированию, с другой — региональному и территориальному.

Анализ практики стратегического (долгосрочного и среднесрочного) прогнозирования в государственном управлении и менеджменте показал, что она вполне адекватна современным теоретическим представлениям о его возможностях и ограничениях. Осознается как необходимость долгосрочного и крупномасштабного прогнозирования, задающего направления и цели управленческих воздействий, так и невозможность точного и полного предсказания результатов их реализации. В качестве средств компенсации ограничений возможностей прогнозирования используются такие технологии, как корректировка прогноза, построение системы обратной связи, разработка нескольких прогнозных вариантов развития, преимущественное использование метода прогнозных сценариев.

Увеличивается доля качественных, экспертных методов прогнозирования по сравнению с чисто количественными, математическими.

Существенно для практики прогнозирования также понимание того, что в процессе познания будущего оно создается. В футурологии утверждается аксиологическое направление, основной девиз которого — «Будущее не познается, а творится». Данное понимание находит отражение в практике прогнозирования. Все в большей степени используется совмещение прогнозирования и согласования, экспертизы проектов и стратегических решений служат одновременно целям прогноза их последствий и нахождению компромисса по их поводу между всеми заинтересованными лицами.

Осознание ценностной нагруженности социального знания вообще и социального прогноза в частности привело к увеличению доли нормативных прогнозов, т.е. прогнозов, ориентированных на определение путей и способов достижения какой-либо управленческой цели.

В целом можно проследить корреляцию эволюции естественнонаучной и социальной рациональности и трансформации теории и практики прогнозирования (табл.1).

Таблица 1. Изменения в практике социального прогнозирования

Изменение стандартов естественнонаучного и социального познания Тенденции и новации в практике прогнозирования
Кризис натурализма, историцизма, прямолинейного прогрессизма, появление стохастических и синергетических представлений о природе и социальной реальности 1. Понимание неточности и неполноты долгосрочных прогнозов. 2. Снижение доли глобальных и крупномасштабных прогнозов, увеличение доли регионального и локального прогнозирования 3. Понимание невозможности «линейного» долгосрочного прогнозирования, реализация принципов вариативности и корректировки прогнозов. 4. Осознание ограниченности математических методов прогнозирования, дополнение их методами качественного анализа: индивидуальными и коллективными экспертизами, имитационным моделированием, методом прогнозных сценариев
Выявление ценностной нагруженности социального знания и социального прогноза 1. Включение прогнозирования в управленческую деятельность программирования, проектирования, планирования. 2. Практика прогнозирования последствий принимаемых стратегических решений, программ и проектов. 3. Введение процедур оценки социальных последствий (ОСП) и оценки воздействий в практику государственного управления. 4. Увеличение доли нормативного прогнозирования по сравнению с поисковым
Понимание активной роли человека в конструировании будущего. 1. Активное использование метода альтернативных сценариев. 2. Фиксация эффекта «Эдипа» и учет его действия. 3. Привлечение населения и заинтересованных сторон к экспертизе социальных проектов (концепция социального участия). 4. Введение социальной экспертизы проектов и программ. 5. Разработка технологии прогнозного проектирования.
Понимание ограниченной рациональности человеческого целеполагания, осознание важной роли коммуникаций и рефлексии в повышении рациональности 1. Корректировка прогноза через обратную связь, поэтапность прогнозирования и проектирования. 2. Введение технологии мониторинга социальных программ, проектов и исполнения управленческих решений (рефлексивный компонент управленческого цикла). 3. Осознание необходимости и введение института независимой оценки эффективности государственного и муниципального управления (рефлексивный компонент управленческого цикла). 4. Повышение объективности прогнозирования за счет рациональной организации деятельности экспертов, предпроектной коммуникации и процедур согласования (коммуникативный компонент управленческого цикла).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: