Художественного творчества

Любительское художественное творчество как социально–культурный феномен является предметом изучения культурологии, социологии, педагогиги, психологии, искусствознания и др. Составная часть духовной культуры общества и одна из форм проявления социально–культурной активности населения в сфере музыкального искусства, связанная с освоением, созданием и распространеием ценностей музыкальной культуры. Явление музыкальной культуры и неотъемлемая часть народного художественного творчества, фактор социокультурной динамики и средство проявления социогенных потребностей личности и ее этничной самобытности.

Любительское музыкальное творчество характеризуется массовостью, высокой степенью социальной активности населения, региональной спецификой. В процессе своего развития способствует сохранению относительно устойчивых форм бытования национальной культуры (язык, обряды, обычаи, этнорегиональные традиции и т.д.) и содействует инновационным процессам в сфере музыкального творчества, оказывает существенное влияние на характер культурной жизни граждан Беларуси, преимущественно в провинции.

В структуру любительского музыкального творчества включаются произведения искусства, созданные в традициях народной музыкальной культуры, классического музыкального наследия и современных направлений художественной практики; опыт музыкальной деятельности в различных видах и жанрах музыкального искусства; совокупность эстетических знаний и ценностей, отражающих сущность музыкальных традиций и инновационных видов музыкально-художественной деятельности и т.д.

Любительское музыкальное творчество как специально организованная деятельность, осуществляемая в условиях свободного времени, развивается в соответствии с эстетическими потребностями различных розных категорий населения, в силу чего приобретает особую социально-культурную значимость. Социальная база любительского музыкального творчества в Беларуси представлена самой широкой аудиторией (по возрастному, образовательному, профессиональному и другим признакам).

Как социально-педагагичная система художественное музыкальное творчество обладает значительным воспитательным потенциалом, в его организации органично сочетаются культурно–образовательные и креативно-развивающие технологии, индивидуальное и коллективное начало, организационные и воспитательные подходы. Активно способствует инкультурации и социализации личности средствами музыкального искусства. Является активным средством самореализации творческих способностей личности, ее самоактуализации, содействует содержательной организации музыкального досуга значительной части населения.

Любительское художественное творчество в Беларуси – многомерное, динамичное социально–культурный явление, на развитие которого оказывают влияние исторические, этнорегиональные, социально-психологические, социально–культурные и экономические факторы.

Существенную роль в развитии музыкального любительского творчества выполняют клубные учреждения Беларуси (системы Министерства культуры Республики Беларусь, системы Федерации профсоюзов Беларуси и др.) как общедоступные гуманистически сориентированные социальные институты регулируют социально–культурными процессами в сфере любительского творчества, обеспечивают его организованный характер и социально-воспитательную направленность деятельности любительских коллективов.

Музыкальное любительство в Беларуси представлено значительным количеством вокально-хоровых коллективов (хоры, ансамбли с академической, народной и эстрадно–джазовой манерой исполнения и др.). В учреждениях культуры системы Министерства культуры Республики Беларусь на 1.1.2005 функционировало 7879 вокальных и хоровых коллективов (в том числе – 2795 детских).

Богатыми традициями отличается жанр инструментальной музыки (оркестры, ансамбли народных инструментов, духовой, эстрадной, джазовой музыки и др.). В учреждениях культуры системы Министерства культуры Республики Беларусь на 1.1.2005 функционировало 916 коллективов (в том числе – 267 детских).

Достаточное развитие получило любительское творчество в сфере хореографического искусства (народный, классический, бальный, эстрадный, спортивный танец и др.). В учреждениях культуры системы Министерства культуры Республики Беларусь на 01.01.2005 функционировало 2340 коллективов (в том числе – 1907 детских).

Активно развиваются коллективы малых форм любительского творчества (бардовская песня, студии эстрадного пения, рок-группы, эстрадные ансамбли, дискотеатр и др.). В государственных учреждениях культуры Беларуси на 01.01.2005 функционировало 3333 таких формирований (в том числе – 1730 детских).

В городе Минске функционирует около 4500 коллективов художественного любительского творчества. Вокально–хоровых – 341; хореографических – 493; инструментальной музыки –244.

Подтверждением значительного вклада любительских музыкальных коллективов в культурную жизнь Беларуси являются многочисленные фестивали, смотры-конкурсы, праздники музыкального искусства, демонстрирующие творческие достижения музыкальных любительских коллективов и отдельных исполнителей.

Любительские музыкальные коллективы осуществляют широкую культурно–творческую и концертную, гастрольную деятельность, имеют достаточно высокий уровень исполнительского мастерства, пользуются популярностью у населения. Способствуют приобщению к ценностям белорусской и мировой художественной культуры значительной части населения, как в регионах Беларуси, так и в столице. Представляют Беларусь на престижных фестивалях и праздниках музыкального искусства далеко за пределами нашей республики.

Одной из наиболее эффективных технологий, которая помогает решать художественно-эстетические, социально-педагогические и экономические задачи, реализует личностно-развивающую, социально-организующую, креативную функции культуры [7, с. 16–35], является фестивальная деятельность в сфере любительского творчества. Она ярко иллюстрирует процессы развития белорусской культуры на рубеже ХХ―ХХІ вв. [8, с. 82–86].

Слово «фестиваль» происходит от латинского «festivus» и переводится, как веселый, праздничный. Считается, что понятие «festival» возникло во Франции и обозначало «праздник», а затем попало в другие языки с французского. В современном понимании фестиваль — это праздничное действо, которое состоит из цикла концертов, спектаклей и других мероприятий, объединенных, как правило, тематически. Они происходят в особенно торжественной обстановке.

В отечественной литературе до середины 90-х годов ХХ в. сохранилось достаточно одностороннее понимание понятия «фестиваль» только как «формы демонстрации творческих достижений в определенном виде и жанре искусства».

Современная социокультурная практика значительно расширяет границы этого явления и выявляет в нем многочисленные общественно-культурные ценности. Исходя из вышесказанного, предлагается следующее определение данного понятия, которое более глубоко раскрывает его социокультурную сущность: “Фестиваль ― общественно-культурная, художественная акция, которая выражает культурные интересы социальной общности, отражает уровень развития видов и жанров професмионального и любительского искусства, характеризуется комплексным решением эстетических, социальных, педагогических задач.

Как форма социально-культурной деятельности фестиваль отличается от других видов культурных мероприятий (праздник, концерт, показ, шоу, смотр, конкурс и др.) наличием общехудожественных и научных целей и задач, масштабностью, разнообразием программы, широтой состава участников и др.

Программа фестиваля всегда носит комплексный характер. Его структура традиционно состоит из праздничного шествия участников по улицам города, торжественного открытия, разнообразных фестивальных мероприятий (концертных, конкурсных выступлений, выставок, презентаций, пресс-конференций и другие) и заключительного гала-концерта с награждением победителей.

Программа фестиваля включает разнообразные по содержанию и форме мероприятия.

^ Мероприятия для зрительской аудитории ― это массовые зрелища для разных категорий населения, направленные на удовлетворение их культурных потребностей и получение коммерческой прибыли. К ним относятся:

Шоу-программы: концерты, спектакли, показы и другие мероприятия;

Творческие соревнования: конкурсы, смотры, выставки (вокально-хорового, хореографического, инструментального, театрального, декоративно-прикладного, изобразительного, фотоискусства, костюма, икон) и др.

Карнавализованные, театрализованные мероприятия: балы, карнавалы, турниры;

Феерические мероприятия: огненные и водные феерии;

Развлекательные мероприятия, в т.ч. тематические игровые площадки;

Благотворительные акции;

Праздничная торговля и др.

^ Мероприятия для участников, смысл которых ― знакомство с социокультурной средой региона. Как правило, это мероприятия:

– познавательного содержания (знакомство с памятниками истории и культуры, экскурсии, походы, посещение национальных парков, производственных предприятий, учебных заведений и др.);

– художественно-культурного содержания (посещение театров, музеев, салонов, галерей, встречи с творческими личностями);

– досугового содержания (вечера отдыха, пикники, посещение диснейленда, парка игровых аттракционов);

– административного содержания (торжественные встречи с руководством города, приёмы в мэрии, администрации области, райисполкоме и т.д.).

^ Мероприятия для специалистов сферы, руководителей творческих коллективов, администрации, направленные на формирование и развитие корпоративной культуры, стимулирование креативного потенциала, установление творческих контактов. В познавательном ключе это творческие конкурсы, лаборатории, семинары, практикумы, школы передового опыта, мастер-классы, научно-практические конференции, фольклорные чтения; встречи для совместного отдыха и нерегламентированного времяпровождения (дружеские вечера, пикники, банкеты, фуршеты, party) и т.д.

^ Мероприятия для представителей средств массовой информации, которые должны содействовать формированию имиджа фестиваля, пропаганде его идей среди широких кругов населения, популяризации творчества артистов-участников, получению организаторами экономичской выгоды. Для эффективной работы прессы организуется пресс-центр, готовится специальная программа работы и отдыха представителей средств массовой информации. Программа работы с прессой включает пресс-конференции с организаторами фестиваля, представителями местной администрации и специалистами органов управления, знаменитыми артистами ― участниками фестивальных мероприятий.

Таким образом, благодаря разнообразию программы фестивальных мероприятий, использованию разных форм рекламы, деятельности средств массовой информации, фестивальные события получают резонанс и становятся достоянием широкой общественности. В проффесионально организованое, положительно эмоционально окрашенное информационное поле вовлекаются разные группы населения. Им открывается возможность свободного выбора форм участия в программе фестиваля: от простого наблюдения до непосредственного участия.

Как и любому социокультурному организму, который существует в изменяющихся условиях, фестивалю присуще эволюционное развитие. Социокультурная динамика фестивальных проктов и их жизнеспособность выражается в оптимальном сочестании двух составляющих: коанстантности и вариативности. Изменчивость присуща составу участников, программе фестивальных мероприятий. Наиболее консервативными остаются идейно-тематическое ядро, пространственно-временные характеристики (время, место проведения).

Фестивали отражают разнообразие народного художественного творчества в Беларуси. Характерной чертой последнего десятиления стала их жанровая дифференциация и специализация.

Анализ реализуемых в нашей стране фестивальных проектов позволят предложить следующую их типологизацию. Основой систематизации фестивалей народного художественного творчества является выявление формообразующего признака, согласно которому осуществляется деление на те или иные группы. Так, в основу типологизации могуць быть положены принципы:

І. Жанрово-видовой.

По жанрово-видовым характеристикам фестивали подразделяются на:

– одножанровые (фестивали вокально-хорового, инструментального, хореографического, театрального, эстрадно-циркового искусства, кинофестивали и др.);

– многожанровые («Славянский базар» в Витцебске);

– синкретических жанров (фестиваль фольклора, народного юмора и др.).

ІІ. Уровень освоения художественного творчества:

– фестивали профессионального искусства;

– фестивали любительского художественного творчества.

ІІІ. Социально-демографический:

а) по возрасту участников: детские; молодежные; ветаранов войны и труда; смешанного возрастного состава;

б) по роду основного занятия, профессиональной принадлежности: студенческие; армейские; работников определенных профессий, сфер деятельности;

в) по отдельным социальным категориям: фестивали творчества инвалидов; детей-сирот; ветеранов;

г) по национально-культурной принадлежности: представителей национальных меньшинств, которые проживают на территории Беларуси.

ІV. по административно-территориальному и географическому принципу и масштабам проведения: всемирные; международные; республиканские; областные; региональные; районные (городские).

Территориальная структура крупномасштабных фестивалей международного, республиканского, областного уровня, которые предусматривают отбор участников, может включать региональные (областные, районые, зональные) этапы (туры). Победители региональных туров рекомендуются для участия в мероприятиях следующего этапа.

В конце ХХ―начале ХХI заметно возрасла активность регионов в проведении фестивальных мероприятий [9, с. 44–48]. Именно на региональном уровне начала складываться настоящая фестивальная «политика». К примеру, культурная жизнь Витебской области не ограничивается прославленным «Славянским базаром». Среди районных мероприятий – региональный праздник «Браслаўскія зарніцы», цель которого — возрождение народных традиций в новых социокульурных условиях; Международный фестиваль «Звіняць цымбалы і гармонік» в Поставах, где популяризируется народно-инструментальное творчество; Международный фестиваль песни и музыки Подняпровья России, Беларуси и Украины «Дняпроўскія галасы ў Дуброўна», который через исторические культурные и духовные связи укрепляет дружбу народов; региональный праздник «Квітней, Глыбоччына», что пропагандирует и развивает традиции народного творчества и ремесел; областной фестиваль национальных культур «Нас аб’яднала зямля Беларусі» в Миорах, который собирает представителей 13 национальностей, проживающих на территории области; региональный праздник «Дзвіна — Двина — Даугава» в Верхнедвинске, который возник как логический результат сотрудничества Беларуси, России и Литвы в сфере культуры и искусства; региональный праздник на Кургане Дружбы в Верхнедвинсом районе, на границе Латвии, России и Беларуси.

В Минской области проводятся областные фестивали театрального творчества «Березинская рампа» (Березино, с 1997 г.), детского театрального творчества «Чароўны куфэрак» (Любанский район, с 1997 г.); духовой музыки «Майский вальс» (с 1981 г.) и многие другие. Ежегодно с 2001 года художественные коллективы любительского творчества Минской области, которые имеют звания «народный», «образцовый», а таких в области в 2006 году насчитывалось около 360-ти, участвуют в фестивале народного творчества «Напеў зямлі маёй».

В Минской области праздники по видам народного искусства постепенно складываются в программу его сохранения и развития. Здесь традиционными стали праздники гончарства "Глиняный звон" (с 1996 г., 1 раз в три гады), ткачества "Матчыны кросны" (с 2002 г.), праздники вытинанки "Папяровыя карункі" (с 2002 г.), праздники-конкурсы соломоплетения "Саламяныя дзівосы" (с 2002 г.), резчиков по дереву "Разьбы зачараванне" (с 2001 г.), мастеров лозоплетения "Лазовыя карункі" (с 1998 г.) и др. Фестивальную деятельность в регионах координирует областной Центр народного творчества.

В столице традиционно проводятся фестивали народного творчества «Сузор’е», «Не старэюць душой ветэраны», «Мінскі гармонік», фестиваль эстрадного искусмтва молодежи города, хоров мальчиков и другие мероприятия. Они не только создают праздник для горожан, но являются творческой мастерской для руководителей и организаторов народного художественного творчества.

Имеють свои «фестивальные визитки» и другие регионы. Для города Гомеля это фестиваль хореографического искусства «Сожскі карагод» и театральны й «Славянскія тэатральныя сустрэчы». Брест и Брестская область олицетворили фестивальную активность в проведении международного фестиваля театрального искусства «Белая вежа», народного искусства «Палескі карагод». Фестиваль национальных культур определяет творческий облик Гродно, фестиваль духовной музыки «Магутны Божа» ― Могилёва.

Социальная значимость фестивальной деятельности в сфере народного художественного творчества и целесообразности ее расширения и углубления выражается в том, что фестивальные мероприятия возрождают забытые пласты национальной и мировой культуры, стимулируют все виды творческой активности, повышают престиж и имидж местности, содействуют оживлению связей между регионами, содействуя тем самым формированию единого культурного пространства.

Таким образом, социально-организующий потенциал фестивальной деятельности в регионах Беларуси выражается в вовлечении широких кругов населения в процесс освоения, создания, сохранения, распространения и дальней­шего развития культурных ценностей; содействии социализации, инкультурации, культурной коммуникации.

Основное предназначение фестивальной деятельности заключается в ее художественно-культурном содержании. Инициатива проведения фестивальных мероприятий в разных видах и жанрах художественного творчества стимулирует создание художествеными коллективами и индивидуальными исполнителями новых программ и совершенствование имеющихся. Рассуждая о социокультурном значении фестивалей исполнительских искусств, Д. Клаич пишет: «Оправданием фестивалей все больше служит их способность создавать оригинальные программы, которые при обычном течении событий не могли бы появиться» [6, с. 2].

«Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмасферой праздника, ориентацией на по­каз лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальность репертуарного предложения, отличие от репертуара стационарных коллективов. Основная зада­ча фестиваля — внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое по­ле привлекательности как для профессионалов в отрасли театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей» [11, с. 6].

Социально-культурное содержание фестивальной деятельности выражается в достижении значимых результатов. Как форма популяризации достижений народного искусства фестивали содействуют вовлечению в процесс созидательной деятельности широких слаоев населения. Подтвержение этого — создание новых коллективов и совершенствование творческого мастерства существующих [12, с. 16]. Особенно ярко рост творческой инициативы населения становится очевидным на примере провядения фестивалю национальных культур, который заметно активизировал национально-культурное развитие в Беларуси [13, с. 10].

Специалистами констатируется тот факт, что фестивальная деятельность поднимает престиж творческой деятельности как на профессиональной, так и на любительской основе. По результататм проведения фестивалей наблюдается приток детей, молодежи, взрослого населения в художественные кружки, студии, коллективы [14, с. 22].

Фестивали играют важную роль в процессе выявления и поддержки талантливых личностей и коллективов, создают благоприятную атмосферу для их творческого самовыражения, активизируют обмен художественными идеями, содействуют налаживанию творческих контактов. «В ходе фестивальной деятельности предоставляются возможности для самореализации тысяч участников художественного творчества, которые имеют природный талант и любовь к искусству. Посредством проведения фестивалей, смотров, конкурсов создается система стимулирования их творчества, среди которых основным является общественное признание. В этом заключается также психологический и педагогический эффект фестивальных мероприятий» [14, с. 22].

Особенно важное значение это имеет для творческой молодежи, которая находится на этапе профессиональной ориентации и выбора жизненного пути. Художественно одаренные дети и молодежь попадает в поле зрения специалистов. Победа в творческих конкурсах и лауреатские звания участников фестивалей предопределяют выбор профессии и предоставляют возможности для дальнейшей творческой самореализации, способствуют получению специального образования в области культуры и искусства. В этом аспекте фестивальная деятельность сочетается с интересами государственной культурной политики и рассматривается в качестве составляющей программы «Молодые таланты Беларуси» на 2006―2010 годы. Мероприятиями программы запланировано проведение республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам, республиканских турниров, конкурсов, конференций, фестивалей и выставок в области детского творчества, туристско-экскурсионной и эколого-биологической деятельности и других мероприятий, направленных на выявление и развитие способностей одаренных детей и молодых людей.

Фестивальная деятельность стимулирует исследование проблем развития народного художествнного творчества на научно-теоретическом уровне. В ней как в зеркале отражается степень и структура развития видов и жанров художественного творчества, выявляются процессы и тенденции, которые становятся основой для научно-методического обеспечения сферы, а также принятия серьезных управленческих решений по ее поддержке и развитию.

Таким образом, художественно-культурная значимость фестивальной деятельности заключается в том, что она значительно активизирует социально культурные процессы в обществе и становится их катализатором.

Фестивали — наиболее демократичная и приемлемая в мире формамежкультурной коммуникации. В фестивальной деятельности используются диалогические формы демонстрации творческих достижений. В организации международных и всемирных творческих акций осуществляется культурный обмен между этносами, странами и континентами, способствующий их взаимопониманию и сотрудничеству в других сферах (экономике, политике). Фестивальная деятельность благотворно сказывается на различных сторонах общественной жизни, содействуют формированию единого культурного пространства, дает положительный импульс международному взаимодействию.

Участие в фестивальных меропрятиях многими приверженцами художественного творчества рассматривается как способ реализации познавательного интереса к новому природно-географическому, историко- культурному и социальному окружению. Оно сопровождается естественной потребностью в ознакомлении с жизнью и бытом местного населения, музейными коллекциями, памятниками архитектуры, иными достопримечательностями края.

Фестиваль народного художественного творчества следует рассматривать как вид социокультурного проекта, который имеет определенную технологию реализации, определенный арт – менеджмент.

Фестивальный проект как тип социокультурного проекта предусматиравет, в первую очередь, социально-культурные цели. Процесс его реализации посторен на социально-педагогических технологиях. В соответствии с целями в этом процессе используются формы, средства и методы социально-культурной деятельности.

Согласно теории проектного менеджмента, «любой проект проходит в своем развитии через определенные фазы. Стадии жизненного цикла проекта могут отличаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако, у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реалиации проекта и стадию завершения работ по проекту».

Фестивальный проект наиболее удобно разделить на четыре этапа: формулирование проекта, планирование, осуществелени и завершение, в которые логично вписываются все виды работ.


Таблица 4.2.1 – Этапы реализации фестивального проекта

Этапы Содержание деятельности Виды работ
І. Формулирование проекта Нормативно-правовое обеспечение Составление организационо-правовой и финансовой документации (положение, экспертиза, согласование, утрерждение
Финансово-экономи ческое обеспечение Зацвярджэнне сметы расходов;Поиск средств; Заключение договоров и соглашений
ІІ. Планирование Кадровое обеспечение Формирование организационного комитета и испол­нительной дирекции; Подбор режиссерско-постано­вочной группы; Составление рабочега плана.
Рекламно-информацион­ное обеспечение Разработка и изготовление рекламно-информационной продукции;
ІІІ. Осуществление Организационное Формирование программы, написние сценариев фес­тивальных мероприятий; Подбор участников, вяде­ние переговоров, приглашение;Формирование экспе­ртного совета;Формирование призового фонда, изго­товление, приобретение призов и сувениров и др.
Материально-техническое обеспеченине Оформление концертных площадок; Организация проживания и питания учатников, экспертного сове­та, режиссерско-постановочной группы; Транспортное обслуживание
Режиссерско-постановочное обеспечение Составление сценарного плана, литературного сце­нария; Репетиционная работа; Проведение конкурсов, концертов
ІV. Завершение   Окончательные финансовые расчеты; Анализ результатов, подготовка отчетов (финансового, информационно-аналитического); Премирование членов исполнительной дирекции; Подготовка писем-благодарностей по системе общественных связей; Анализ художественных результатов, монтаж кино-, видеоматериалов; Архивация документов и материалов о ходе и результатах фестивального мероприятия.

Фестиваль является специфическим типом социокультурного проекта, потому что он обладает всеми качествами проекта, имеет цели, задачи, систему управленчеких решений, мероприятий по достижению поставленной цели, требует разработки ряда нормативно-правовых и организационных документов (положение, постановление, смета, план, художественная программа и др.). Технология состоит из последовательных этапов, включает виды обеспечения: организационно-правовое, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое, рекламно-информационное, режиссерско-постановочное.

Таким образом, для успешного осуществеления фестивальной деятельности необходимо решение ряда менеджерских задач:

«Программная политика фестиваля»,

«Стратегия и тактика рекламной кампании фестиваля, медиапланирование, фирменный стиль и полиграфия»,

«PR; работа пресс-службы; сайт фестиваля»,

«Режиссерско-постановочная деятельность по реализации идей фестиваля»,

«Привлечение средств (фандрайзинг), работа со спонсорами, государственными структурами»,

«Развитие зрительской аудитории»,

«Логистика, работа фестивального штаба, работа с участниками».

Согласно теории проектного менеджмента подготовке и проведению фестивального мероприятия должен предшествовать анализ социокультурной ситуации, чтобы наиболее точно оценить наличие организационных условий, круга вопросов, которые требуют решения, сформулировать цели и задачи, выявить потенциальных учредителей и спронсоров фестивальной акции, спрогнозировать ее социально-культурные результаты.


^ 4.3 Менеджмент в деятельности детских концертных организаций

В современных условиях девальвации духовной культуры общества, особенно очевидной в молодежной среде, роль музыки в воспитательном процессе неоспорима. Ссылаясь на ряд исследований, нельзя не признать тот факт, что сегодня музыкальная культура общества столкнулась с рядом важных проблем: противоречие между потенциальной ценностью всего музыкального искусства во всём его объёме и актуальной значимостью для большинства лишь популярной музыки; стереотипность и стандартизация музыкальных интересов стали потребностью восприятия; возрастают потребительско-развлекательные установки основной части общества; снижается общий уровень художественной культуры населения [15; 17; 22].

В этой связи огромное значение приобретает система организованного педагогического воздействия – музыкального воспитания – как основополагающий фактор социального, духовного, художественно-эстетического развития личности.

Освоение ценностей музыкальной культуры для подрастающего поколения возможно лишь в пространстве свободной нерегламентированной деятельности, которую осуществляют внешкольные культурно-образовательные учреждения. Сегодня остаётся актуальной проблема создания и внедрения новых эффективных технологий в музыкально-воспитательный процесс, способствующих самоопределению, самореализации и самосовершенствованию подростков средствами музыкального искусства в сфере досуга.

Социально-культурные изменения в обществе создают предпосылки для пересмотра системы музыкально-образовательных учреждений, создания заведений нового типа. Одним из таких учреждений является Детская филармония (Этимология слова «филармония» означает концертную организацию, ставящую своей целью пропаганду высокохудожественных музыкальных произведений (а иногда и различных видов эстрадного искусства) и исполнительского мастерства, а также некоторых других видов искусства. Филармония должна способствовать выдвижению и художественному росту молодых исполнителей, популяризации произведений, осуществлять культурно-творческий обмен с другими концертными организациями)созданная как концертная общественная структура на базе Учреждения культуры «Могилёвской государственной детской школы искусств №2 имени М.Н.Солдатова».

Ссылаясь на определение понятия «менеджмент» Г.Н.Новиковой как форму управления предприятием, цель которой достижение наивысшей эффективности материального и духовного производства [5, с.21], рассмотрим некоторые особенности управления детским концертным учреждением.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что в основе деятельности Детской филармонии лежит решение организационно-управленческих задач, способных повлиять не столько на экономический, сколько на педагогический эффект, влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его творческую самореализацию в музыкальном искусстве, а также стимулирование саморазвития культурной жизни в регионе.

Главная цель Детской филармонии – создание условий для реализации музыкального потенциала подростков и дальнейшего творческого развития. Реализация данной цели предполагает решение основных задач:

1.
повышение культурного уровня населения города через приобщение и целенаправленную пропаганду музыкально-эстетических ценностей искусства.

2.
содействие повышению исполнительского уровня учащихся и преподавателей;

3.
повышение уровня качества музыкально-образовательного процесса;

4.
проведение культурно-просветительской, воспитательной, концертной работы;

5.
внебюджетная деятельность услуг с целью пополнения материально-технической базы школы;

6.
использование, создание и хранение произведений, определяющих развитие музыкальной культуры города Могилёва;

7.
проведение методической, культурно-просветительской, концертной работы.


Функционируя как концертная организация, Детская филармония, с одной стороны, расширяет функции музыкально-образовательного учреждения – детской школы искусств, а с другой – является той автономной досуговой нишей, в которой подростки могут самовыражать и самореализовывать свой музыкально-творческий потенциал в различных формах музыкальной деятельности, адаптироваться в социуме, решать проблемы межличностного взаимодействия со сверстниками, эффективно осваивать различные формы культурных практик.

Таким образом, организационно-административный механизм управления детской концертной организации синтезирует особенности детского музыкально-образовательного учреждения (ДШИ, ДМШ), центра детского творчества, методического образовательного центра, концертной филармонической организации, включающей целый ряд творческих коллективов и индивидуальных исполнителей.

В штат Детской филармонии входит творческий актив, формируемый из педагогического коллектива УК «МГ ДШИ № 2 им.М.Н.Солдатова» и ее администрации, а также творческие коллективы школы и их руководители, исполнители, учащиеся школы. Творческий актив филармонии имеет следующую структуру:


  • Менеджер концертно-зрелищных программ.

  • Менеджер по связям с общественностью, СМИ и рекламе.

  • Концертно-лекционный отдел (ведущие, режиссёр концертов и зрелищных мероприятий).

  • Отдел организационно-технического обеспечения (звукооператор, технические работники).


Единство музыкально-образовательных, воспитательных и творческих задач в деятельности Детской филармонии позволяет активно включаться её участникам в целенаправленную систему трансляции музыкального искусства, расширяя культурно-образовательное пространство.

Как концертная организация Детская филармония при УК «МГ ДШИ № 2 имени М.Н.Солдатова» располагает большим арсеналом детских и взрослых творческих коллективов (1 имеет звание «Народный», 4 – «Образцовый»). При филармонии существуют и самодеятельные детские творческие коллективы, которые функционируют на базе музыкальной студии. Это позволяет привлечь в систему общеэстетической музыкальной подготовки большое число подростков, а музыкальное образование делает доступным для учащихся разного уровня способностей и возможностей.

Наличие такого количества творческих коллективов, с одной стороны, предоставляет учащимся возможность выбора наиболее оптимальной формы музицирования и музыкального саморазвития, а, с другой стороны, является необходимым условием для совершенствования исполнительского уровня и творческой самореализации преподавателей.

Высокий уровень профессиональной музыкальной подготовки учащихся позволяет говорить о необходимости рекламы талантливой молодёжи, создании дополнительных условий для реализации творческого потенциала за рамками школы, в концертной деятельности.

Необходимость создания детской концертной организации вызвана значительным объёмом концертно-лекционной и внеклассной работы, проводимой школой. Общее количество концертов и внеклассных мероприятий ежегодно составляет 120-140 концертов, по нескольким направлениям:

1.
Цикл концертов для учащихся школы, родителей, преподавателей.

2.
Цикл музыкально-просветительских концертов для учащихся детских воспитательных и образовательных учреждений Октябрьского района и города.

3.
Циклы тематических концертов в рамках деятельности «Литературно-музыкальной гостиной» (Детская библиотека им.А.С.Пушкина и областной библиотекой им.В.Ленина.

4.
Участие в социально значимых акциях для детей-инвалидов, ветеранов труда и ВОВ, многодетных матерей.

5.
Циклы концертов «Мастера искусств – детям», проводимые в сотрудничестве средними специальными и высшими музыкальными учебными заведениями города и республики.

6.
Участие в городских, областных и Республиканских социально-культурных мероприятиях.

7.
Музыкально-развлекательные концертные программы на взаимовыгодных условиях для предприятий, фирм коммерческих и общественных организаций города, приуроченных к календарным и профессиональным праздникам, юбилеям, общереспубликанским праздникам.

8.
Гастрольные поездки в другие города Беларуси и за её пределы в рамках международного культурного сотрудничества; проведение концертов зарубежных коллективов в рамках культурного обмена.


Современная система музыкально-образовательного учреждения рассматривается как открытая для взаимодействия в культурно-образовательном пространстве, главной характеристикой, которой выступает сотрудничество с другими субъектами социокультурной деятельности (родители, преподаватели, учащиеся), общественными организациями, учреждениями, прочими воспитательными системами, а также активная роль учреждения в социокультурной жизни региона [16]. В условиях всеобщей нехватки бюджетных средств на саморазвитие, ограниченном бюджетном финансировании такая деятельность позволит пополнять и расширять материально-техническую базу, что, безусловно, влияет на дальнейшее развитие творческого потенциала.

Обобщая данные отчётов можно утверждать, что Детская филармония вполне может претендовать на статус концертной музыкально-развлекательной и просветительской организации города. По нашему мнению, разноплановая концертная деятельность филармонии способна увеличить панораму концертной жизни города, привлечь широкую слушательскую аудиторию. Вовлечение в музыкально-творческую среду большого круга молодёжи региона, приобщение населения к профессиональному музыкальному искусству, целенаправленное художественно-эстетическое воспитание является непременным условием деятельности Детской филармонии.

Говоря о взаимосвязи всех управленческих функций следует отметить, что в детской концертной организации основное внимание уделяется изучению, удовлетворению и развитию творческих потребностей как участников филармонии, так и слушательской аудитории.

Концертная деятельность способствует формированию устойчивой мотивации к музыкально-познавательной и творческой деятельности у подростков, повышению уровня личной самооценки, самовыражению и самореализации в музыкальном искусстве. Кроме того, широкая сфера слушательской аудитории способствует тому, что каждый исполнитель может найти «своего» слушателя, «свою» концертную площадку, адаптироваться к условиям сцены. Только при условии постоянного и непрерывного общения с музыкой становится возможным влиять на формирование устойчивых и осознанных музыкально-познавательных интересов молодёжи, развития музыкального вкуса и внутренней духовной культуры.

Обобщая сказанное, можно выделить следующие направления арт—менеджмента в деятельности детской концертной организации:


  • Планирование концертной деятельности, отбор репертуара, разработка творческих проектов.

  • Организация творческого развития участников, репетиционной и концертной деятельности творческих коллективов, индивидуальных исполнителей.

  • Привлечение внебюджетных средств на реализацию творческих проектов.

  • Формирование положительного общественного мнения о детском музыкальном творчестве и рекламе талантливой молодёжи через взаимодействие со СМИ.

  • Контроль над проведением выполнением музыкально-творческих проектов, техническим обеспечением музыкального проекта.

  • Изучение мотивации и стимулирование учащихся и преподавателей на эффективное выполнение творческих задач, а зрителей – на активное посещение творческого проекта.

  • Координация деятельности всех участников Детской филармонии в разработке и реализации творческого проекта.

  • Создание деловой репутации Детской филармонии как реального и действенного партнера.


Обозначенные механизмы арт – менеджмента позволяют превратить Детскую филармонию в канал трансляции художественной культуры, где задаются новые модели культурной жизни и поведения не только детей и подростков, но других категорий населения.


5 Арт-менеджмент в сфере индустрии развлечений


^ 5.1 Технология арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии

В постиндустриальном обществе искусство и досуг становятся стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что сумели превратиться в мощную индустрию культурных и досуговых товаров и услуг. Как справедливо отмечает В.Е. Новаторов: «С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга»[8]. Культурно-досуговая индустрия представляет собой современную систему производства, распространения и продажи культурно-досуговых и развлекательных товаров и услуг. Во многих странах – Японии, США, Англии, Германии, Испании, Голландии, Италии, России, Франции и др. - сложились разветвленные культурно-досуговые индустрии. Удовлетворенность качеством организации своего досуга, доступностью тех или иных развлечений и форм досуга является для человека не только индикатором его социального положения, но и показателем развития экономики страны в целом и социально-культурной отрасли в частности.В конце 90-х британское правительство опубликовало открытый доклад, названный “Creative Industries Mapping Document” («Карта культурных индустрий»). Согласно приведенным там данным, «культурные индустрии» (которые представляют собой систему тиражирования культурного производства и превращения культурно-художественных продуктов в потребительскую ценность) давали места для работы более чем одному миллиону человек, что составило порядка 4% от всех занятых в стране. Для сравнения можно указать, что доля всех занятых в агропромышленном комплексе в этот же период была менее 1,5%.[4]

В этой связи представляется весьма актуальным рассмотрение вопроса использования технологий арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии, так как понятие "индустрия" подразумевает индустриально-техническую, технологическую и предпринимательскую сущность досуговой деятельности. Российский исследователь Г.Н.Новикова определяет арт-менеджмент как “управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов¸ режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы)” [7, с.22]. Говоря о менеджменте в культурно-досуговой индустрии, мы утверждаем, что нельзя ограничиваться утверждением того, что для него характерны те же особенности, что и для менеджмента другой области экономики. Использование технологий арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии имеет свою специфику, так как культурно-досуговый продукт существует как в вещественно-материальном, так и в невещественном виде (книги, диски, кинофильмы – с одной стороны, и спектакль, концерт, тематическая программа и т.п. – с другой). Культурно-досуговая индустрия предполагает создание и массовое тиражирование культурно-досуговых и развлекательных товаров и услуг. Основными ее составляющими следующие: развлекательная индустрия, интернет-индустрия, туристический, модельный, галерейно-выставочный, музыкальный и шоу-бизнес (в том числе цирки), индустрия аудио- и видеопродукции, спортивно-развлекательный бизнес (спортивные, рекреационные лагеря, горнолыжные курорты, базы отдыха и др.) и спортивно-зрелищная индустрия, игровая и образовательная индустрии (дополнительные обучающие курсы и др.), парковая индустрия, телевизионная и радиоиндустрия.

Данная индустрия понимается «как бизнес в сфере досугового сервиса, как производство продуктов и услуг на современной технической базе с использованием технологий и способов индустриального труда" [2, с. 114]. Производство досуговых товаров опирается на технологии организации труда промышленного типа, которые создают возможности обслуживать большое количество потребителей культурно-досуговых товаров и услуг за относительно короткий период времени. В культурно-досуговой индустрии организационные и управленческие аспекты деятельности имеют свои особенности, связанные с ролью отдыха, развлечений и рекреации в жизни общества и человека.

Индустрия отдыха и развлечений является составной частью культурно-досуговой индустрии. Это система производства, продажи и организации потребления услуг по восстановлению и поддержанию на определенном уровне физического, а также душевного состояния человека, занятого той или иной деятельностью. В Беларуси она находится в стадии становления, лишь отдельные ее отрасли, такие, например, как организация туризма, шоу-бизнеса и другие, получили определенное развитие и успешно функционируют. В мировоззрении белорусов оценка значимости индустрии отдыха в последнее время растет в связи с распространением, особенно среди деловых людей, своеобразного заболевания – синдрома хронической усталости. Для снятия напряжения требуются временная смена обстановки, переключение на досуговую деятельность, развлечения, участие в массовых мероприятиях, путешествия и походы, физические упражнения на природе, занятия в тренировочных залах и др.

Традиционно к индустрии досуга и развлечений относят парки, аттракционы, боулинг-клубы, гольф-клубы, развлекательные центры, кинотеатры, аквапарки, дискотеки, ночные клубы, интернет-кафе, катки, роллердромы, игровую индустрию и др. В последнее время игорный бизнес (казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы, тотализаторы) также стал позиционировать себя как часть индустрии развлечений и отдыха. Практически любое культурное или развлекательное мероприятие, проект, ценность культуры могут являться культурным товаром или услугой, так как их можно произвести, предложить и продать потребителям, используя известные маркетинговые и экономические технологии.

Сегодня во всем мире индустрия отдыха и развлечений (leisure and entertainment) является очень прибыльным бизнесом (например, в своем выступлении заместитель Мэра в правительстве Москвы И.Н.Орджоникидзе на конференции "Индустрия развлечений и игорный бизнес: игра по правилам и без" в июне 2004 г. отметил, что в этом секторе российской экономики оборачивается $2,5-3 млрд.). Ее формирование и развитие есть прямое следствие достижения определенного уровня доходов населения, когда, после удовлетворения первичных базовых нужд людей возникает потребность в дополнительных услугах и, главное - появляются средства для того, чтобы этими услугами пользоваться. Это подтверждается законом Э.Энгела, немецкого статистика и экономиста, который гласит, что с увеличением дохода человека все большее количество средств тратится на культуру, развлечения и туризм.

Как результат технического прогресса получают широкое развитие новые виды отдыха и развлечений: дискотеки, игорные дома, залы игровых автоматов, компьютерных игр, центры детских аттракционов, семейные развлекательные центры. Создалась целая индустрия, обслуживающая центры развлечений и активного отдыха. Исследуется поведение посетителей казино, дискотек, игровых центров и других культурно-досуговых учреждений. Например, сферой компетенции международной консалтинговой и исследовательской компании АК-А (штаб-квартира находится в Копенгагене) является городская индустрия развлечений, муниципальная культурная политика, развитие и поддержка городских творческих индустрий. Цель кампании — проанализировать «досуговое и культурное пространство» городов. На основе полученных данных в AK-А вывели индекс развития индустрии культуры и развлечений каждого исследуемого города. Появились специализированные рынки и ярмарки аттракционов и автоматов, специализированные службы монтажа, сервиса, ремонта игровых автоматов и оборудования дискотек, организации по обучению обслуживающего персонала.

Имеет место и национальная специфика развлечений: в Англии – спортивные зрелища; в Испании - шумные празднества, коррида; В Италии – эстрадные зрелища, маскарады, театрализованные зрелища; в Японии – культурные акции, связанные с созерцанием, общением с природой.

Успех в культурно-досуговой индустрии (как и в любой другой) зависит от возврата вложенных средств через реализацию продукции. Следовательно, ориентация на потребителя, формирование и удовлетворение спроса в пространстве свободного времени становятся приоритетом и конечным результатом деятельности организаций культурно-досуговой сферы [1].

Потребительские вкусы, между тем, быстро меняются. Т.Абанкина пишет об изменениях социальной мотивации и потребительского поведения в сфере культуры и культурно-досуговой индустрии. Фактически они дают основания говорить о формировании аудитории нового типа, интересы которой заключаются в "пересечении культурных границ". Эти новые потребители культуры выбирают все, что может доставить удовольствие: культуру этническую (местную) и мировую, популярную и высокую, традиционную и современную. В один вечер они слушают оперу, в следующий идут на рок-концерт или лазерное шоу. Во время отпуска они посещают традиционные музеи и популярные эстрадные представления, выставки современных художников и местные фольклорные праздники. Граница между элитарной и массовой культурой размывается.

Современный культурный ресурс очень динамичен. То, что еще вчера было радикальным, сегодня уже становится классикой [1]. В цивилизации досуга товары и услуги сферы культуры и досуга предназначены для удовлетворения, так называемых, потребностей «высокого порядка» - в самоутверждении, самоуважении, социальной принадлежности.

Более подробно остановимся на значении маркетинга в арт-менеджменте культурно-досуговой индустрии. Маркетингу даются различные определения. Применительно к рассматриваемому нами вопросу суть их можно свести к следующему: это деятельность, направленная на создание новых культурно-досуговых товаров, услуг и продуктов, а также на их рыночное продвижение посредством производственных технологий и управленческих методов.

В культурно-досуговой индустрии ведется активный поиск новых маркетинговых схем, позволяющих культурно-досуговой индустрии выходить из привычных рамок (например, тактика - "не публика доставляется к культурному и досуговому продукту, а продукт - к публике; тактика адресности и дифференцированности создаваемого досугового продукта).

Одним из важнейших маркетинговых инструментов в культурно-досуговой индустрии становится комплексность услуг (культура плюс индустрия развлечений, плюс здоровье, плюс спорт и образование). Создаются многофункциональные культурно-развлекательные и рекреационно-досуговые центры для всей семьи. Главной целью фактически становится создание, продвижение и тиражирование культурно-досугового продукта и потребление его широкой аудиторией. Эта технология позволяет говорить именно об индустрии.

Роль PR-технологий и рекламы колоссальна во всех областях. Но в культурно-досуговой индустрии они должны оцениваются особенно высоко. Главным маркетинговым рычагом в культурно-досуговой индустрии фактически становится продвижение. Основным фактором, определяющим успех развлекательного центра, является грамотно проведенное маркетинговое исследование и разработанная на основе концепция. В США, например, стоимость услуг консультантов оценивается в размере от 1% до 1,5% общего объема инвестиций на реализацию проекта в целом.

Именно рынок свободного времени, то, как люди распорядятся своим досугом, и является предметом жесткой конкурентной борьбы различных досуговых учреждений. Поэтому наиболее эффективный путь - создавать комплексный продукт: культура + индустрия развлечений + здоровье + спорт + образование. Таким образом, важнейшим принципом формирования пакета предложений становится дополнительность, комплексность услуг. Именно этим принципом обусловлено успешное функционирование во всем мире многофункциональных культурно-спортивно-развлекательных центров.

Приведем пример: в Москве большой популярностью пользуется огромный по масштабам развлекательный центр «Самолет», на территории которого расположены боулинг, бильярд, кинозал, рестораны, кафе, бары, концертная площадка, ночной клуб, тир, картинг. Подобные культурно-развлекательные центры предлагают культурно-досуговые услуги для всех категорий населения. Самый яркий пример и наивысший показатель развития развлекательных технологий в мире — семейные развлекательные центры: средоточие всех мыслимых и немыслимых развлечений. На огромных территориях в десятки гектаров под открытым небом (если позволяет климат) или в гигантских помещениях расположены, как правило, объединенные одной идеей аттракционы, тематические павильоны, кинотеатры, игровые автоматы, предприятия общепита, постоянно проводимые шоу и многое другое.

Существующие сегодня в Москве детские досугово-развлекательные комнаты представлены в двух форматах: игровая комната с горками, мягкими модулями, сухим бассейном, надувными мячами, столиками для рисования и спокойных игр для детей трех-восьми лет или комната с лабиринтом, имеющим многоуровневое расположение игровых элементов для детей до 10-11 лет (этот вид чаще всего платный). При этом совокупные инвестиции в детскую комнату могут составлять от $ 1 тыс. до $ 10 тыс., а вложения в детский развлекательный центр — до $1 тыс. за квадратный метр, что в принципе и объясняет нежелание отечественных бизнесменов развивать современные форматы детской развлекательной индустрии.

Обратимся к исследованиям российского эксперта в области PR-технологий Е.А.Лебедева: «следует признать, что все более и более серьезным конкурентом учреждениям культуры на рынке свободного времени в последнее время становятся магазины. Учитывая эти настроения, магазины помимо своего основного профиля - торговли - стали предлагать большой спектр досуговых услуг. Один из наглядных примеров - торговые центры в Москве. Под одной крышей здесь собраны не только бутики, но и целая сеть ресторанов, баров и кофеен, киноцентр с несколькими залами, детский клуб (где можно оставить ребенка на время похода по магазинам), боулинг, бильярд, караоке, массаж, фитнесс, альпийская горка и т.д. Т. е. создана разносторонняя шопинго-развлекательная и рекреационная зона для всей семьи».

На самом деле торговый центр поступает очень прагматично: предлагая "непрофильные" досуговые товары, он не только выручает дополнительные средства, но и задерживает потенциального покупателя на своих площадях, заставляя тем временем присмотреть в витринах дополнительные "объекты желания» [6]. Небольшие магазины одежды все активнее используют свои помещения как выставочные пространства, оборудуют в подвальных помещениях бары, библиотеки, клубы, видео-салоны. Таким образом создается среда для приятного времяпрепровождения, межличностной коммуникации и потребления культурных и досуговых товаров и услуг.

Мы можем констатировать, что реализуется маркетинговая тактика: «Не публика доставляется к продукту, а продукт к публике» - идет поиск таких форм культурной деятельности, которые позволяли бы учреждениям культуры выходить из привычных рамок и активно внедряться в повседневную, бытовую среду. Учреждениям и организациям культурно-досуговой индустрии необходимо активно искать технологии взаимодействия с предприятиями большого и малого бизнеса, преследуя цель предоставления условий населению для удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечениях, зрелищах и т.д.

Еще один важнейший принцип продвижения культурного продукта - это адресность и дифференцированость культурно-досугового товара, проекта или услуги. Чем точнее сформулировано, что за продукт, кому он предназначен и, соответственно, какими способами он будет продвигаться, тем выше коэффициент полезного действия. Практика же показывает, что на вопрос, кому адресовано то или иное предложение, учреждения культуры чаще всего отвечает: "всем" или "всей семье". На деле это широковещательное "всем" оборачивается в "никому". То же самое происходит и с самим механизмом продвижения культурного продукта.

Можно взять любой канал распространения информации - личный, Интернет, визуальный, предмет, средства массовой информации - результат будет неизменен: нет и не может быть информации для всех, ни по форме, ни по содержанию, ни по местам размещения и поиска сообщений. Дети, подростки, взрослые и люди старшего возраста воспринимают культурные продукты и услуги по-разному. То же самое касается образования, национальной специфики, политических убеждений, пристрастий. Очень важно учитывать и психологические аспекты: механизмы социальной самоидентификации, которые побуждают людей соотносить себя с той или иной социальной группой, декларировать свою приверженность к определенному стилю жизни.

Следующий базовый принцип продвижения культурного предложения - это масштаб коммуникации. Добиться реального результата можно только систематичностью действий. Организации культуры же обычно ограничиваются тем, что размещают информацию на собственной доске объявлений и приглашают двух-трех журналистов. И дальше, кажется, что все произойдет само собой.

Это ошибочное мнение и тактически неверное. Необходима систематическая продуманная сообразующаяся с масштабом и целевой аудиторией PR- и рекламная кампания. И тут опять приходится говорить о том, что сферу досуга опережают коммерческие организации. Особенно мобильны в этом плане дорогие магазины и салоны красоты, которые регулярно устраивают "клиентские дни" для своих завсегдатаев, да и вообще, используют любой случай, чтобы напомнить о своем существовании: присылают поздравительные открытки к праздникам, календарики и еще массу всевозможных мелочей с символикой бутика или представленных в нем марок. При этом ставка делается на постоянное напоминание о своей организации и узнавание ее товаров. Они прекрасно понимают, что именно узнавание и напоминание являются основной движущей силой PR—технологий и рекламы.

Поскольку культурное предложение продвигается на различные рынки, специалисты выделяют основные стратегические направления:

– продвижение привычного продукта на новые рынки;

– продвижение нового продукта на привычные рынки;

– продвижение нового продукта на новые рынки;

– продвижение привычного продукта на привычные рынки.

Четвертое направление связано со стимулирующей стратегией продвижения культурного продукта. Этому направлению деятельности учреждения культурно-досуговой сферы придают значение меньше всего. Видимо, подсознательно считают, что коль есть ниша, в которой существующий продукт востребован, то зачем же еще прикладывать какие-то дополнительные усилия. Нет баз данных по постоянным посетителям, зрителям, людям, заказывающим экскурсии. Не ведется работа с виртуальными сообществами. И это несмотря на то, что в последнее время обозначилась любопытная тенденция - сложившиеся on-line сообщества время от времени встречаются в реальном пространстве и даже путешествуют вместе. Учреждения культуры в массе своей остаются в стороне от такого рода процессов и даже не пытаются превратить разовых посетителей сайтов в постоянную аудиторию. Однако, если постоянно не держать людей в "подогретом состоянии", они рано или поздно начнут потреблять конкурентные досуговые товары и услуги.

И последнее на чем хотелось бы остановиться, это два стратегических направления, выделяемых, например, Лебедевой Е.А.:

– продвижение товаров и услуг

– продвижение организации и ее деятельности.

Исследователи давно зафиксировали факт перехода от реальной экономики к экономике символов и брендов. Поскольку на рынок выбрасывается много сходных товаров и услуг, имидж производителя зачастую оказывает решающее влияние на уровень спроса. Во главу угла ставится доверие к качеству и подлинности товара или услуги. А когда речь идет о сфере досуга, то тут люди и вовсе потребляют не столько сами товары и услуги, сколько их символическое значение. А потому работа с имиджем и престижем становится важнейшим направлением деятельности любого учреждения культуры.

Есть организации, которые блестяще решают такого рода задачи. Достаточно упомянуть грамотные маркетинговые проекты минского парка развлечений «Dreamland». Но, к сожалению, опять приходится говорить о том, что коммерческий сектор оказывается мобильнее некоммерческого. Учреждениям досуга следует поторопиться, пока их окончательно не вытеснили с рынка досуга магазины, бани и фитнесс-клубы. А залог успеха один - систематичность усилий.

В последние десятилетия во всем мире, в том числе и в Беларуси, заметно меняются представления о том, как устроена экономика досуга в современном мире, какие экономические механизмы и управленческие технологии обеспечивают необходимый приток ресурсов в сферу культурно-досуговой индустрии. Экономическое и социально-культурное значение культурно-досуговой индустрии будет только возрастать.

Отметим, что для развития культурно-досуговой индустрии в Беларуси имеются достаточные предпосылки и ресурсы. Кроме того, специалистам культурно-досуговой индустрии можно опираться на мировой опыт использования управленческих, экономических, маркетинговых стратегий и технологий.


^ 5.2 Особенности арт – менеджмента в современной дискотеке

Совершенствование организации дискотеки как явления музыкальной индустрии видится сейчас важной проблемой. Дискотеки по-прежнему, как и 30 лет назад пользуются популярностью у молодежи, особенно у подростков. На современном этапе нашего общества, когда предпринимательские инициативы по созданию частных клубных учреждений получили свое развитие, когда начинает активно развиваться индустрия развлечений в крупных городах республики, дискотечное движение также набирает рост.

Современный этап развития дискотечного движения в Беларуси продолжает во многом традиции музыкально-развлекательной деятельности молодежи 70-80-х годов прошлого столетия. Дискотека как формаорганизации музыкального досуга молодежи на протяжении десятилетий пользуется неизменным интересом, как со стороны молодежной аудитории, так и специалистов культурно-досуговой сферы. В то же время, в последнее десятилетие наблюдается активизация интереса к музыкально-танцевальным программам под непосредственным влиянием поп индустрии. Развитие же коммерческого сектора в культурно-досуговой сфере связано, прежде всего, с востребованностью музыкального развлечения молодежной аудиторией. Вместе с тем, достаточно актуальными являются вопросы финансово-экономического и организационного обеспечения дискотек.

Сейчас главная задача – не только поддержать это дискотечное движение, но и направить его в нужное русло, по пути совершенствования музыкально-развлекательных программ. Так как наиболее ярко минусы дискотечного движения проявляются при рассмотрении вопросов художественного уровня и качества программ, социальной и эстетической значимости используемых композиций, «хитов», «синглов», литературных текстов, слайдов и других аудиовизуальных материалов, особое внимание следует придавать культурному уровню самой дискотеки, чтобы повысить ее социально-воспитательный потенциал.

Жанровое однообразие музыки, дань самой «модной» группе или направлению, ограниченность представляемых исполнителей и стереотипность построения программы – все это, к сожалению, весьма характерно для нашей дискотеки. Широкое использование в дискотеках музыкальных композиций, не отличающихся оригинальностью, художественным уровнем часто объясняется тем, что деятельностью дискотек руководят лица, не всегда имеющие необходимый объем знаний по истории рок- и поп-музыки, не обладающие достаточным опытом общения с аудиторией и т.д.

Арт-менеджмент зачастую представляют как новое пространство для распространения теории управления. Согласно этой теории, менеджмент искусств находится в стадии зарождения, и если его не «удобрять», вкладывая туда знания и методы общего менеджмента, то вряд ли он будет развиваться и приносить отдачу. Такой подход ставит под сомнение саму специфику данной области и необходимость ее изучения. С другой стороны, многие люди из сферы искусства отрицают любое администрирование, и это ведет к другой крайности – отрицанию идентификации самой управленческой деятельности в искусстве, подмене ее этическими и идеологическими мотивами.

Развитие дискотечного движения, как мы указывали выше, может содействовать не только формированию у молодежи навыков культурного отдыха, но и становлению шоу-бизнеса в Беларуси, потому что дискотека является частью музыкальной индустрии, диктует спрос на музыкальные стили, ритмы, дает жизнь новым музыкальным произведениям.

Можно утверждать, что дискотечное движение получило новый импульс к развитию благодаря привлечению финансовых вложений частного капитала. Так, в последнее десятилетие заметно активизировалась деятельность частных клубных учреждений,дискотечных клубов. В разное время пользовались особой популярностью среди молодежи города Минска такие клубы, как ''Реактор'', "West Wordl club", ''Madison club'',"Макс-шоу", "Парадиз-шоу&q


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: