Социальная природа и ценность права

В теоретико-правовой науке сложилось два основных подхода к определению социальной природы права.

1. Корпоративный (классовый) подход связывает социальную природу права с выражением воли лиц, стоящих у власти и навязыванием этой воли остальным слоям (классам) общества, в том числе посредством принуждения, насилия, подавления.

При таком подходе корпоративные (классовые) интересы превалируют над общесоциальными (общечеловеческими). Данный подход к трактовке социальной природы права характерен для марксистской науки, рассматривающей право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

2. Общесоциальный подход рассматривает право как средство достижения социального согласия и компромисса, как средство обеспечения определенного порядка общественных отношений.

Право существует в неоднородном обществе, которое состоит из различных групп, слоев, классов, сословий и других социальных образований, интересы которых зачастую вступают в противоречие друг с другом. Для того, чтобы сохранить целостность, стабильность такого общества необходимо своевременно разрешать данные противоречия или хотя бы не допускать их обострения. Для достижения данной цели и создается право.

Данные подходы к определению социальной природы права весьма условны, поскольку любому типу права присущи черты как корпоративности, так и общесоциальности. В связи с этим, логично предположить наличие дуализма социальной природы права.

Понятие «ценность» в общесоциологическом смысле характеризует способность того или иного явления объективной действительности удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития.

Следовательно, понятие «ценность права» раскрывает его положительную роль для общества, отдельной личности.

Ценность права – это его способность служить средством удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов личности и общества в целом.

В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С.С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право – это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность.

По мнению С.С. Алексеева, право обладает:

- социальной ценностью;

- инструментальной ценностью;

- собственной ценностью.

Социальная ценность права проявляется в том, что при помощи права: обеспечивается устойчивый порядок общественных отношений, который действует в рамках всего общества, постоянно (непрерывно во времени). Кроме того, право, благодаря своей формальной определенности, позволяет четко определить границы правомерного и неправомерного поведения.

Инструментальная ценность выражается в том, что право является мощным регулятивным инструментом, посредством которого решаются разнообразные задачи, стоящие перед обществом в целом, отдельными социальными общностями, индивидами. Право устанавливает систему типовых стандартов поведения, благодаря чему выступает главным средством обеспечения организованности общественной жизни.

Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который выражает важнейшие социальные ценности общества – свободу, справедливость, равенство и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: