Теория естественного права. 12 страница

право приобретает юридическую значимость только в результате целенаправленной правотворческой деятельности государства;

реализация права обеспечивается системой юридических гарантий устанавливаемых государством; наконец,

государство, закрепляя при помощи норм права общезначимые правила поведения, определяет меры ответственности за нарушение либо невыполнение этих правил.

Причем реализация права и применение мер юридической ответственности к его нарушителям обеспечивается возможностью использования механизма государственного принуждения.

Таким образом, можно сказать, что связь права с государством проявляется в том, что нормы права издаются от имени государства, гарантируются государством и санкционируются им.

Формальная определенность – правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме правовых обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.) и, как правило (на современном этапе развития общества), имеют письменное закрепление.

Формальная определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обсто­ятельства, субъектов они распространяются, какие юридиче­ские последствия они влекут. Формальная определенность на­ходит свое выражение и во внешних формах существования норм права.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообраз­ному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридичес­ких дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основа­нии обычая. В результате на основе норм права и индиви­дуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответ­ственность граждан и организаций.

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регули­рования — нравственностью, обычаями и т. д. Право определяет и закрепляет унифицированные стандарты общезначимого поведения.

Нормативность права заключается в том, что право скла­дывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.

Системность права проявляется в том, что право — это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а строй­ная их система. Образующие систему права нормы структурированы в группы (отрасли, подотрасли, институты).

Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, со­ставляют единое явление — право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.

Функции права

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, в рамках которых выражается социально-юридическая природа права.

Функции права непосредственно связаны с его действием, с реализацией свойств официально-властного регулятора общественных отношений.

Функции права тесно связаны с его целями и задачами.

Цель в праве представляет собой идеальное выражение объективной закономерности, идеальную силу, которая побуждает к должному поведению людей и является ближайшей причиной определенного направления этого поведения.

Задачи права, обычно, указывают на те ближайшие вопросы, проблемы, решение которых необходимо для достижения цели.

Задача права – это внешний (определяющий) по отношению к функции права фактор, в соответствии с которым осуществляется ее реализация.

Цели и задачи права конкретизируются в его функциях. Они приобретают определенное значение при классификации функций права, поскольку именно цели и задачи права указывают на те основные направления, на которые нацелено правовое воздействие, активность права.

Многообразие форм воздействия права на различные общественные отношения обусловливает наличие множества функций права.

Функции права в наиболее общем виде можно подразделить на общесоциальные и специально-юридические.

К общесоциальным функциям права следует отнести: ценностную, познавательную, информативную, коммуникативную и др.

Данную группу функций иногда называют социально-психологическими функциями. Это связано с тем, что,

во-первых, непосредственным объектом этих функций является сознание, психика личности;

во-вторых, они направлены на формирование индивидуального правосознания, которое является социально-психологическим явлением, неразрывным единством социального и психологического;

в-третьих, они осуществляются через социально-психологический механизм действия права.

Ценностная функция права означает определение и закрепление при помощи права наиболее значимых для общества ценностных критериев (жизнь, здоровье, социально-политическая стабильность, собственность и т.д.).

Познавательная функция права предполагает использование юридических средств и методов в процессе познания окружающей действительности. В данном случае знакомство с правом позволяет уяснить содержание общезначимых правил поведения, с тем, чтобы в дальнейшем уметь их правильно реализовать.

Информативная функция права позволяет говорить о праве как о мощнейшей информационной системе содержащей в себе сведения самого различного плана и, прежде всего информацию о правилах возможного, должного, недопустимого поведения. При этом в абсолютном большинстве случаев право несет в себе информацию открытого характера. В частности, в соответствие с законодательством России, не может вступить в юридическую силу закон, не опубликованный в средствах массовой информации (Российской газете, Собрании законодательства РФ).

Коммуникативная функция права характеризует право как связующий элемент, при помощи которого осуществляется общение между людьми, общественными организациями, государствами. К примеру, именно с помощью права устанавливаются социально-юридические контакты в сфере гражданского права и процесса, уголовного процесса и т.д.

К специально-юридическим функциям права относятся регулятивные и охранительные функции.

Сущность регулятивной функции заключается в определении и формальном закреплении стандартов общезначимого поведения, ориентируясь на которые субъекты самостоятельно, либо с помощью компетентных государственных органов, реализуют свои позитивные интересы.

Регулятивная функция в свою очередь складывается из статической и динамической функций.

Регулятивная статическая функция права предполагает использование правовых средств и методов для обеспечения стабильности социально-политической системы. Данная функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Право, в данном случае, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти. Например, в ст.8 Конституции говорится о том, что «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства». В данном случае, основной задачей правового регулирования является сохранение стабильности сложившегося в пределах государственной территории единого экономического пространства. Реализация статической функции права осуществляется в формах непосредственной реализации: использования возможностей, исполнения обязанностей, соблюдения запретов.

Динамическая функция предполагает использование правовых средств и методов для внесения позитивных изменений в сложившуюся ситуацию. К примеру, в ст. 40 Конституции говорится о том, что в России «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим… жилье предоставляется бесплатно из государственных… фондов в соответствии с установленными законом нормами». Таким образом, при помощи права могут вноситься изменения в устоявшийся общественный порядок.

Сущность охранительной функции заключается в недопущении нарушения установленного при помощи юридических норм правопорядка, своевременном выявлении и пресечении правонарушений, привлечении к юридической ответственности правонарушителей. Иными словами, охранительная функция выражается в направлениях правового воздействия, нацеленных на охрану господствующих нормальных общественных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, противоречащих интересам данного общественного строя. Следовательно, непосредственным объектом охранительной функции выступают не те отношения, которые нужны обществу, а те, от которых общество хочет избавиться.

Основным свойством этой функции является установление в нормативных предписаниях запретов совершать нежелательные обществу действия, состав правонарушений и юридических санкций, применяемых к лицам, нарушающим нормы права.

Охранительная функция, в свою очередь складывается из профилактической и оперативной.

Профилактическая функция предполагает использование правовых средств и методов в целях недопущения возможных, однако еще не совершенных правонарушений. Профилактическая функция может осуществляться как в отношении всех субъектов права (важнейшей задачей правового режима законности является недопущение фактов противоправного поведения со стороны всех без исключения членов сообщества); так и в отношении определенных социальных групп, представители которых наиболее склонны к совершению правонарушений (лица, освободившиеся из мест лишения свободы, «трудные подростки», лица склонные к злоупотреблению алкоголем и т.д.).

Оперативная функция предполагает использование правовых средств и методов для выявления и пресечения правонарушений, привлечения к юридической ответственности правонарушителей, осуществления правосудия, исполнения наказаний.

В отличие от профилактической функции, реализуемой в отношении неперсонифицированного круга лиц, оперативная функция осуществляется в персонифицированном порядке, т.е. в отношении конкретных лиц (правонарушителей).

Принципы права

Принципы права – это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено.

Принципы выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Принципы права, с одной стороны, отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных классов, групп и слоев населения. С другой стороны, в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества: их нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях правопонимания.

Поэтому принципы права должны рассматриваться с учетом как единства, так и особенностей обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской науках общего представления об объективном и субъективном в праве.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы:

справедливость;

формально-юридическое равенство граждан;

гуманизм;

демократизм;

единство прав и обязанностей;

сочетание убеждения и принуждения.

Названные принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

принцип неотвратимости юридической ответственности;

принцип состязательности и гласности судопроизводства;

принцип недопущения обратной силы закона.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

принцип равенства сторон в имущественных отношениях – в гражданском праве;

презумпция невиновности - в уголовном процессе;

презумпция виновности - в гражданском процессе и т.д.

Анализ сущностного содержания принципов права не только помогает определить общее направление правового воздействия, но и может быть положен в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, в процессе применения аналогии права).

Соотношение государства и права

Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами вла­сти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право – социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является госу­дарственный орган, то первичным элементом права – норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям, структуре, элементному составу, содержанию и т. д.

Взаимодействие государства и права:

с одной стороны, воздействие государства на право со­стоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (право­применение);

с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, уста­навливая формы и компетенцию его органов.

Существуют следующие подходы к соотношению государства и права.

Первый – этатистский, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном к государству отношении. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Другой взгляд (либеральный) на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему – рационально-правовой подход, позволяющий в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство). Это соотношение видится более сложным и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.

Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узко-нормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает из некоторых концепций так называемого широкого правопонимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь государства, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.

Право и закон: проблема соотношения понятий

Проблема соотношения права и закона, по всей видимости, является одной из древнейших в мировой политико-правовой мысли. Вместе с тем в рамках античной юриспруденции еще не существовало четкого разграничения понятий права и закона. Понятие «закон», отличное от норм социальной регуляции, которые сами римские юристы называли «обычаями предков» и «царскими комментариями» к сакральному праву формируется лишь в период правления царя Сервия Тулия. Закон в этот период преимущественно понимался как «божественная воля», а само право формируется приемущественно в сакральной форме. Поэтому и само право разрабатывалось специальными государственными жрецами. «Классическое понятие «закон» (lex), как оно отражено в «Институциях» Гая (I.3), складывается в конце VI – первой половине V в. до н.э. в результате сословно-классовой борьбы патрициев и плебеев, которая достигла в это время особого накала. Писаный закон как «приказ народа» противопоставляется патрицианским «обычаям предков» и становится, с одной стороны, главным оружием плебса за равноправие, с другой – явным выражением социального договора стабильности». Лишь в государстве человек оказывался соучастником Божьего дела и по мере своих слабых сил мог также создавать законы, более или менее соответствующие Божественным образцам». Но так как эти законы не всегда отвечали потребностям самой жизни, возникала необходимость обращения к иным источникам. Этим обуславливалось то, что, при решении конкретных вопросов римские юристы апеллировали к определенным основополагающим началам. Во-первых, они исходили из принципа общепринятости, т.е. объясняли принятое решение тем, что так поступают все народы. Во-вторых, они обосновывали необходимость тех или иных действий чувством справедливости. В-третьих, соответствующие решения объяснялись тем, что иначе поступать нельзя, не вступив в противоречие с естественным порядком вещей, «обычаями предков». Таким образом, уже в античной правовой мысли начинают вырисовываться общие контуры проблемы, которая в современной теории права является одной из наиболее дискуссионных и обозначается как «проблема соотношения права и закона».

Представляется, что рассмотрение проблемы соотношения права и закона целесообразно осуществлять в рамках подходов, определяемых типом правопонимания.

С точки зрения нормативизма (юридического позитивизма) рассмотрение соотношения права и закона, осуществляется в рамках двух подходов. В рамках первого (условно назовем его широким) понятие закон рассматривается в расширительном смысле и является обобщающим понятием, используемым для характеристики любого правового акта исходящего от государства (равенство всех перед законом, законопослушание граждан, обязанность судей в своей деятельности руководствоваться только законом и т.п.).

В рамках второго (узкого) подхода, закон рассматривается как форма правовых актов обладающих наибольшей юридической силой и являющихся легитимационной основой для правовых актов производного (принимаемого на основании и во исполнение закона) характера. В данном случае различаются законы и подзаконные акты. Кроме того, в условиях демократического правового государства широкое использование общедозволительного типа правового регулирования, в основу которого положен принцип «разрешено все, что не запрещено законом», предполагает, что круг субъективных возможностей шире, нежели перечень прав, получивших свое законодательное закрепление. К примеру, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ гласит: «перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

В рамках естественно-правового подхода понятия право и закон различаются как естественное и позитивное право. Естественное право включает комплекс прав и обязанностей возникающих у человека с момента рождения и реализуемых им независимо от того гражданином какого государства он является. К примеру, ч. 2 Конституции РФ гласит: «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Позитивное право, оформляемое посредством законов, принимаемых от имени государства и обеспечиваемых системой государственных гарантий и санкций, не должно противоречить принципам естественного права и направлено на его обеспечение и защиту от разного рода посягательств. К примеру, ст. 18 Конституции гласит: «права и свободы человека… являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов…и обеспечиваются правосудием». При этом ч. 2 ст. 55 Конституции устанавливает, что «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Соответственно, в том случае, если государственные законы вступают в противоречие с естественным правом, они утрачивают правовой характер, что в свою очередь оправдывает неповиновение властным предписаниям закрепленным в этих законах.

В рамках социологического подхода понятия право и закон рассматриваются с точки зрения соотношения «писанного» (документально оформленного) права и права «реального» (в форме правоотношений, возникающих в соответствие с «писанными» законами, однако в достаточной степени сильно отличающимися от них по содержанию). При подобном подходе «закон – это пустой сосуд, который жизнь (читай правоотношения – прим. авт.) наполняет реальным фактическим содержанием».

Вопросы для самоконтроля:

Перечислите основные виды социальных норм.

Каковы функции и назначение социальных норм.

В чем отличие социальных норм от технических?

Назовите характерные признаки, отличающие право от иных социальных норм.

В чем заключается сходство, различие и взаимодействие права и морали?

Перечислите различные подходы к пониманию права.

Перечислите специфические признаки права.

Что понимается под принципами права.

Укажите межотраслевые и отраслевые принципы права.

Назовите основные функции права.

Как соотносятся право и закон?

Дополнительная литература

Алексеев С.С. Философия права. – М.: Изд-во НОРМА, 1997. – Гл. 2.

Байтин М.И. Сущность права: Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. – Саратов: СГАП, 2001. – Гл. 2-5.

Баранов В.М. Корпоративные и правовые нормы: некоторые проблемы взаимодействия в современной России // Власть и общественность: Социальные аспекты взаимодействия. – Н. Новгород, 1997. – С. 135-146.

Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия. // Государство и право. - 2001. - № 5. - С. 14 – 20.

Буянов А.Ю. Право. Политика. Конфликты. // Правоведение. - 1997. - № 4.

Графский В.Г. Проблемы ценности права. // Политико-правовые ценности: история и современность. – М., 2000. – С. 31 - 92.

Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб.: Знание, 1996. – Очерки 3, 4.

Данукин В.П. Право: история, теория, практика. // Государство и право. - 2000. - № 8. - С. 117 - 120.

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М., 1978.

Лейст О.Э. Три концепции права // Советское государство и право. – 1991. – № 12. С. 3-11.

Магазинер Я.М. Заметки о праве. // Правоведение. - 2000. - № 5.

Магазинер Я.М. Объект права. // Правоведение. - 2000. - № 4.

Мамут Л.С. Анализ правогенеза и правопонимания // Историческое в теории права. – Тарту, 1989.

Марченко М.Н. О понятии «общее право». // Правоведение. - 1999. - № 4.

Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Правоведение. – 1999. – № 4.

Мицкевич А.В. Общее "нормативное" понятие права и его место в марксистском правопонимании // Советское государство и право. – 1988. – № 6.

Нерсесянц В.С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // СОЦИС. – 2001. – № 10.

Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. – СПб.: Лань, 1999.

Смоленцев Ю.М. Мораль и право: диалектика взаимодействия. – М., 1989.

Соловьев Э.И. Кант: взаимодополнительность морали и права. – М., 1992.

Тимошина Е.В. Онтологическое обоснование права и правовой теории К.П. Победоносцева. // Правоведение. 1997. - № 2.

Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное. // Государство и право. 1999. - № 8. - С. 5 - 12.

Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической теории права и государства. – М., 1994.

Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. – М., 1988.

Чистое учение о праве Ганса Кельзена / Сб. переводов. – М., 1987, 1988.

Терминологический словарь

Право (нормативный подход) – 1) это система общеобязательных, формально-определённых норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения; 2) это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения; 3) система нормативных установок, опирающих­ся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с которыми осуществляется власть в обще­стве, создаются и функционируют гражданские и государ­ственные институты, поддерживается социальная стабиль­ность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.

Право (социологический подход) – это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создаёт, а лишь «открывает».

Право (философский подход) – это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства.

Право (марксистский подход) – возведённая в закон воля господствующего класса.

Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам отно­сятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, общение с себе подобными, продолжение рода, нормальные условия человеческого су­ществования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

Позитивное (положительное) право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров, референдумов нет положитель­ного права.

Объективное право – это система общеобязательных, формально оп­ределенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых госу­дарством и направленных на урегулирование общественных отношений. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки зак­репляемого нормой объективного права властного предписания.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: