Общие положения. Тема 4. Источники права социального обеспечения

Заключение

Общие положения

План

Тема 4. Источники права социального обеспечения

Заключение

Таким образом, система принципов права социаль­ного обеспечения должна включать в себя три подси­стемы:

общие принципы права в праве социального обеспечения;

отраслевые принципы права социального обес­печения;

принципы правовых институтов права социаль­ного обеспечения.

Следует отметить, что различными специалистами в области права социального обеспечения в качестве отраслевых выделяются также следующие принципы:

комплексность правового регулирования соци­ального обеспечения;

адекватность уровня социального обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека;

свобода приобретения гражданами своих прав в области социального обеспечения и распоряжения ими;

участие общественных объединений, представ­ляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Общие принципы права — это руководящие отправ­ные положения, закрепленные в нормативных актах высшей юридической силы и отражающие сущность, содержание и особенности права как регулятора всей совокупности общественных отношений. К их числу, в частности, относят следующие принципы: а) призна­ния и гарантированности прав и свобод человека и гражданина; б) неотчуждаемости основных прав и сво­бод человека и принадлежности их каждому от рожде­ния; в) законности; г) равенства всех пред законом и судом; д) справедливости; е) гуманизма; ж) гарантиро­ванности государственной защиты прав и свобод; з) презумпции невиновности и т. д.

Литература:

  1. Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. Е. Е. Мачульской и Ж. А. Горбачевой. - Изд. 3- е. - М.: Книжный мир, 2007.
  2. Право социального обеспечения России: учебник / под ред. М.О. Буянова, К.Н Гусова и др.; отв. ред. К.Н.Гусов. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.
  3. Гафуров, З.Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование / З.Ш. Гафуров // Государство и право. - 2008. - №5. - С. 11-21.

2.Источники права со­циального обеспечения: понятие, классификация

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

2. Источники права со­циального обеспечения: понятие, классификация

Под источниками права в юридическом смысле по­нимаются внешние способы выражения правовых норм и придания им общеобязательного значения, т. е. по своей сути это синоним понятия «форма права».

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

конститутивные,

кодифицированные,

текущие.

Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживании населения в Российской Федерации» определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [1][1](ст.1). При этом «трудная жизненная ситуация» определяется как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Закон раскрывает также понятия «социальные услуги» как действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, т.е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, с позиций законодателя субъектами социального обслуживания считаются граждане, не способные обслуживать себя в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью и не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, а также лица, пострадавшие от стихийных бедствий, вооруженных и межэтнических конфликтов, радиационных и техногенных катастроф. Учитывая этот факт, необходимо отметить то, что юридическая помощь такой категории населения является важным видом социальной помощи».[2][2] Социальное законодательство определяет также условия и порядок предоставления юридической помощи по каждой из указанных групп его субъектов. Существенные изменения в систему социального обслуживания внес Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Так, в нем указывается, что органы государственной власти субъектов РФ вне пределов полномочий федеральных органов государственной власти осуществляют собственное правовое регулирование и положение граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивая реализацию Федерального законодательства, финансирование и реализацию региональных программ оказания правовой помощи населению. Следует согласиться с точкой зрения ряда ученых о том, что отнесение таких вопросов к компетенции субъектов РФ повышает уровень гарантированности права гражданина на юридическую помощь и судебную защиту.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Особую группу прав гражданина образуют личные неимущественные права, среди которых центральное место занимает право гражданина на жизнь и на охрану его здоровья (п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 41 Конституции РФ).

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

законы (примеры приводились выше);

указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");

постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");

постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении");

другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

-общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей").

-отраслевые

-локальные.

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Конституция Российской Федерации устанавливает суть социальных отношений в обществе. Даёт перечень общих социальных гарантий, определяет предметы ведения и полномочия в социальной сфере Российской Федерации и её субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Федерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, намечает контуры самостоятельной реализации социальной политики государства органами местного самоуправления. Всё это подтверждается, корректируется, дополняется и конкретизируется в региональных законодательствах.

Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содержании и механизмах реализации отдельных направлений социальной политики. Тем самым создано общероссийское правовое пространство действий органов власти разных уровней в социальной сфере. Главное здесь регламентация финансовых ресурсов бюджетной сферы, что фиксируют федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год, налоговое законодательство, нормативные акты.

Важную роль играют законы, регламентирующие решение, на первый взгляд, далёких от социальной сферы проблем, например, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы косвенно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, особенно местных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной властью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции.

Основная часть общегосударственных регламентации по управлению социальной сферой создаётся исполнительной властью — правительством в целом, отдельными министерствами и ведомствами.

Содержание деятельности региональных и местных властей в социальной сфере (региональные и местные компоненты государственных стандартов, перечень региональных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкретной отрасли социальной сферы, учредители организаций и учреждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социальной сферы и многое другое) определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов федерации.

Социальная сфера- это сложный комплекс различных отраслей, который выполняет ряд задач по обеспечению жизни и деятельности человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Эти задачи группируются по признаку содержания (качества) удовлетворяемых индивидуальных потребностей данной категории граждан.

К первой группе относятся задачи по обеспечению жизнедеятельности человека на уровне его простейших биологических и социальных потребностей. Междуна­родные организации связывают обязательное удовлетворение такого рода потреб­ностей с соблюдением прав человека. Речь идет о таких аспектах, как жилищный фонд (его наличие и содержание), производство и потребление необходимых това­ров и услуг, медицинское обеспечение и санитарное состояние, дошкольное вос­питание и образование, социальное обеспечение, охрана общественного порядка, работа транспорта, организация торговли.

Ко второй группе относятся задачи по обеспечению условий жизнедеятельности того уровня, который соответствует социальному стандарту «нормальной жизни» и воспринимается большинством как состояние комфорта, как состояние «блага». Данный уровень способствует созданию предпосылок для развития творческой дея­тельности личности и общества, для политической и социальной стабильности. Речь идет о деятельности тех же отраслей социальной сферы, но на более качественном уровне их содержания. Создание возможности человеку самому выбрать жилище, место, уровень и качество необходимой ему медицинской помощи; доступность и реализация возможности для большинства членов общества приобретать товары и услуги, удовлетворяющие не низшие потребности, а в достаточной степени и утили­тарные на социально сбалансированном (не отсекающем большинство населения) рынке — таковы основные критерии реализации данной группы задач. Сюда можно отнести и уровень потребления духовных услуг — развитие телевидения, сети куль­турных учреждений, обеспечивающее высокий уровень потребностей личности, раз­витие информационной инфраструктуры, помогающей населению определить свой выбор в потреблении материальных и духовных благ и оказание юридических услуг на безвозмездной основе.

Третью группу составляют задачи отраслей социальной сферы, позволяющие перевести их деятельность на уровень воспроизводства человека как творческой личности. Человек, как субъект отношений, при реализации данной группы задач выступает уже не как потребитель, а как созидатель. Решение этого класса задач и есть та установка, которая выступает в качестве высшей цели социально ориенти­рованной рыночной экономики, является стратегической целью реализации соци­альной политики.

Рассмотрение социальной сферы жизни общества в качестве объекта социаль­ной политики дает основание считать, что социальная политика — это целена­правленная деятельность структур государственной и общественной власти по управлению социальной сферой. Деятельность отраслей социальной сферы, на­правлена на удовлетворение всех фундаментальных, жизненных, базовых потреб­ностей человека, к которым в равной степени относятся как биологические (мате­риальные), так и духовные (социальные) потребности. В таком смысле социальную политику можно рассматривать как политику государственного воздействия на всю сферу удовлетворения жизненных интересов людей, целенаправленную дея­тельность органов государственной власти по регулированию социальных отно­шений в обществе, теорию, практику и искусство выдвижения человека с его жиз­ненными интересами в центр внимания этой деятельности.

Главный императив социальной политики — забота об уровне и качестве жиз­ни каждого человека.

«К сожалению, социальная политика российского государства на нынешнем этапе развития российского общества оказалась в значительной мере деформиро­вана именно в данном направлении. В сегодняшней России значительная часть людей испытывает чувство неудовлетворенности политикой государства, отсутст­вием роста уровня жизни населения. Именно поэтому многие не удовлетворены своей жизнью, растеряны, чего-то ждут, не надеются на самих себя, на свои силы, не в состоянии реализовать себя, да и не знают, как это сделать», -считает Алимова Н.А.[3][3]

По данным В.Н.Буробина, в нашей стране к бедным могут быть отнесены 51,9% населения, малообеспеченным — 19,1%, среднеобеспеченным — 18,2%, вы­сокообеспеченным — 5,8%, богатым — 3%, «очень богатым» — 2%. Такой раз­рыв не только социально несправедлив, но и экономически неэффективен, обрека­ет многие слои населения на тяжелейшую фрустрацию, которая подрывает экономический потенциал трудоспособного населения.[4][4]

Важное значение имеет принцип единства социальной защиты и самозашиты, юридической помощи. Любая форма социальной защиты, а равно и социальной политики, в конкретно-исторических условиях не может соответствовать социаль­ным потребностям, если она не опирается на активность и самоактивность тех, кто нуждается в этой защите. Отсюда вполне справедливы предложения по реформи­рованию пенсионного обеспечения в плане создания именных накопительных сче­тов граждан, их включение в механизм финансирования пенсий, что позволяет су­щественно увеличить для получателя ее ежемесячный размер. Предполагается, что в долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципу при­мерно в равной пропорции. В тоже время реализация самозащитных механизмов населения в нашем обществе, особенно в провинции, идет крайне медленно в силу пока господствующей в ней патерналистской социальной и политической культу­ры, ориентирующей человека на помощь извне. Кроме того, нельзя не видеть и то­го, что утверждение новых, нетрадиционных подходов в России связано с рядом специфических трудностей. Вот одна из них: «активизация одних групп общества, например, правящего слоя, активизирует общественные группы с противополож­ными ценностями».

Из первых трех принципов проистекает четвертый — необходимость поиска новых социальных приоритетов и ориентиров, утверждения их в жизни общест­ва. При всей важности базисных потребностей — в пище, одежде, жилище, безо­пасности, социальная политика не может быть ограничена, а тем более исчерпана заботой об их удовлетворении. «Высшие» потребности — в справедливости, доб­ре, красоте, истине — также необходимы человеку.

Именно в социальной сфере, в её организации и порядке функционирования, в уровне ответственности региональных и, особенно, местных властей за выполнение прямых обязанностей в социальной сфере в настоящее время присутствует и большая упорядоченность и большее исполнение законов, чем в сфере предпринимательства, экономики и финансов.

В то же время государственная социальная политика не может быть сведена к функциям каждого отдельного направления. По характеру, содержанию, внутреннему строению — это целостная система качественно нового уровня.

Основным субъектом реализации социальной политики в современном мире является государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспективы своего развития. Но существуют и центральные проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моде­лям устойчивого развития, обеспечивающий равенство интересов настоящего и будущих поколений. Экономика по-прежнему остаётся основой решений социальных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики всё активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм поддержания экономической и политической стабильности, стимулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

В результате коренной трансформации российского общества изменяется характер социальной политики и роль государства как основного субъекта социальной политики.

Основные виды деятельности по реализации социальной политики государства:

а) правотворческая деятельность законодательных органов;

б) организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

в) контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

г) совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Управление социальным развитием, в аспекте которого осуществляется социальная политика чрезвычайно сложный процесс. В настоящее время это связано в первую очередь с формированием нового типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объёма и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

Конституция определила Российскую Федерацию как социальное государство. арактеристики социального государства:

а) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

в) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, чёткая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни;

Исходя из системы государственных приоритетов, в настоящее время можно выделить в социально-трудовой сфере следующие направления реформирования:

• сфера труда и распределения доходов;

• пенсионная система;

• социальное страхование;

•реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

• социальная помощь и юридическая поддержка.

Субъектами социальной политики выступают:

• государственные ведомства и учреждения;

• органы местного самоуправления;

• внебюджетные фонды;

• общественные, религиозные, благотворительные или иные;

• негосударственные объединения;

• коммерческие структуры и бизнес;

• профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

• граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Таким образом, социальная политика государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: