Понятие и признаки правового государства

В юридической литературе можно встретить различные представления о правовом государстве. Первые теоретические представления о правовой государственности, основанные на господстве закона, сложились еще в Древней Греции. Один из величайших мыслителей античности Платон (427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором – законы. Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где «закон – владыка над правителями, а они его рабы». Другой знаменитый философ древних времен – Аристотель (384-322 гг. до н. э.) полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве –государством правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители подвержены страсти, закон же есть «уравновешенный разум». Другими словами, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.

В средние века Н. Маккиавелли (1469—1527 гг.) и Ж.Боден (1529/1530 – 1596 гг.) обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. А задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. Н. Маккиавелли в своей теории, на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего, предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого.Так же идеи правового государства, идеи его развития волновали ученых эпохи начинавшихся демократических революций, охвативших XVII - XVIII века. Концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории – Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др. Классическим представителей идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский ученый Дж.Локк (1632 - 1704 гг.). Он писал, что государство объединило людей под эгидой установленного им закона, само соблюдает и охраняет права личности.

Наиболее полно концепция правового государства была разработана И.Кантом (1724 - 1804 гг.), который рассматривал государство, как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». По мнению И. Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер. Хотя И. Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Учение И.Канта оказало воздействие на последующее развитие концепции правового государство в трудах таких видных представителей как Р.фон Моля (1799-1875), К. Велькера (1790-1869), О. Бэра (1817-1895) и др.

В дальнейшем этот термин получил широкое представление в трудах российских юристов – Г.Ф. Шершеневича, П.И. Новгородцева, С.А. Котляревского, Н.М. Коркунова и др.

В современной отечественной юридической науке, как представляется, наиболее удачное определение дается А.Б. Венгеровым, по словам которого: «правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом, и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной, судебной властей».

Природа правового государства раскрывается в его признаках. Следует выделить две группы свойств характеризующих данный феномен: 1) Общие (свойственны для всех видов государств); 2) Специфические (характерные только для правового государства) черты.

К общим признакам относятся признаки, отличающие государство от других видов и форм социальных организаций. Такими признаками являются рассматриваемые ранее: 1) Наличие обособленной территории; 2) Наличие института гражданства (подданства); 3) Наличие аппарата публичной политической власти; 4) Государственный суверенитет.

К специфическим признакам правового государства следует отнести: 1) Демократический политический режим; 2) Развитое гражданское общество; 3) Признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности.

Наличие демократического политического режима является необходимым условием и, вместе с тем характерной чертой правового государства. При демократическом политическом режиме законодательно провозглашаются и обеспечиваются права и свободы человека, а гражданскому обществу предоставляется реальная возможность влиять на состав государственных органов и содержание их решений, гарантируется политический плюрализм. Высшие государственные органы имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами.

В демократическом правовом государстве признается и гарантируется идеологическое многообразие, многопартийность, возможность легальной политической оппозиции (ст. 13 Конституции РФ). Единственным источником государственной власти является народ как совокупность граждан (подданных). Народ осуществляет свою власть непосредственно (участвуя в свободных альтернативных выборах и референдумах) и представительно – через органы государственной власти и местного самоуправления, которым делегируются соответствующие властные полномочия (ст. 3 Конституции РФ).

Применительно к сфере экономических отношений демократия проявляется в признании многообразия и паритета (равенства) форм собственности и многоукладности экономики. В частности ст. 8 Конституции РФ закрепляет порядок в соответствии, с которым «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; … гарантируются …свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В сфере социальных отношений демократический режим способствует обеспечению прав и свобод человека и гражданина (ст. 17, 18 Конституции РФ), созданию условий для достойной жизни всех без исключения членов сообщества (ст. 7 Конституции РФ), уважению прав и законных интересов социальных меньшинств (ст. 19, 26, 28 Конституции РФ).

Развитое гражданское общество представляет собой признак и одновременно структурный элемент правового государства. В условиях плюралистической демократии государство уступает часть своих полномочий в хозяйственной и управленческой сферах социальной жизнедеятельности самоорганизующимся и самоуправляющимся структурам в совокупности образующим гражданское общество. При этом, выступая неотъемлемой частью государства (в социальном смысле), гражданское общество характеризуется не совпадающими с государственными (но и не противоречащими им) интересами, а также наличием механизмов, позволяющих обеспечить реализацию этих интересов исключительно за счет внутренних ресурсов самого гражданского общества. В свою очередь индивид будет являться членом гражданского общества только в том случае, если он является, по мнению И.Канта, обладателем «атрибута гражданской самостоятельности - быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам». Политическая свобода, как таковая, вытекает из личной свободы, обе они предполагают взаимосвязь прав и обязанностей всех членов общества. В сущности сам факт утверждения гражданского начала тесно связан с утверждением и упрочением личной свободы. Гражданин, будучи субъектом политической свободы, являющейся в свою очередь высшим выражением личной свободы, должен осознавать не только свои индивидуальные, частные интересы и цели, но также общие интересы и цели, скрепляющие всех членов общества в единое целое. По мнению Л. Ньюмана, несмотря на то, что люди являются самозаинтересованными, стремящимися к удовольствию, рациональными индивидами, они «в своем поведении исходят из основных внешних причин, причем одни и те же причины имеют одинаковое воздействие на каждого… Человеческое поведение осуществляется не потому, что люди так хотят, а потому, что события в мире людей подчиняются законам, которые определяют их причины и следствия».

Рассматривая проблему соотношения гражданского общества и правового государства, следует отметить, что автономия и обособленность гражданского общества (по существу его свобода) от публично-правовых институтов государства основывается, прежде всего, на его экономической самостоятельности. Вместе с тем, говорить о разделенности гражданского общества и государства нельзя. Гражданское общество функционирует на территории государства и представлено его гражданами; в своей деятельности наряду с нормами частного права оно руководствуется нормативно-правовыми предписаниями публичного характера. Идеальной, является такая система взаимодействия гражданского общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает гражданскому обществу незыблемость определенных прав и свобод (в первую очередь права на частную собственность), последнее же проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании государственных институтов и контроле за их деятельностью. Суть складывающихся отношений, по мнению В.В. Гребенникова и Ю.А. Дмитриева, состоит в том, что государство выстраивает предполагаемую правовую модель гражданского общества, которая затем наполняется конкретным содержанием, причем само гражданское общество представляет собой комплексное явление, регламентированное не только нормами субъективного права, но и моральными, религиозными, корпоративными установками, содержание которых определяется историческим опытом, национальными традициями, уровнем развития демократии и культуры.

Важнейшим признаком правового государства является признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности. Уважение государства к человеческому достоинству - один из показателей того, является ли правовое государство реальностью, либо это всего лишь теоретическая абстрактная схема «идеального государственного устройства». «Современному правосознанию народов, причастных европейской культуре, - писал выдающийся русский юрист начала XX в. С.А. Котляревский, - представляется аксиоматичной необходимость известной сферы личной свободы, выраженной в личной неприкосновенности, свободе совести, слова, свободы общения с себе подобными. В настоящее время необходимая предпосылка какого-либо осуществления правового (конституционного) государства есть признание этих элементарных благ и наличность гарантии против их нарушения».

Конституция России, объявляя государство правовым, закрепляет положение в соответствие с которым «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ).

Самоценность человеческой личности, кроме того, выражается в том, что на законодательном уровне закрепляются так называемые абсолютные права, т.е. такие права законное ограничение либо изъятие которых не допускается ни при каких обстоятельствах. К числу таких прав Конституция России относит право на гражданство (ст. 6 Конституции РФ), право на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), право на судебную защиту своих прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ) и др.

Принудительное вмешательство в сферу частных и корпоративных интересов в правовом государстве допускается лишь с целью достижения общественного блага и должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства с соблюдением определенных законом сроком и процедур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: