Процедура исследования. Экспериментатор (преподаватель) с помощью ручного секундомера хронометрирует поминутно выполнение заданий по следующим инструкциям

Экспериментатор (преподаватель) с помощью ручного секундомера хронометрирует поминутно выполнение заданий по следующим инструкциям.

Первая инструкция: «Запишите в своих тетрадях любые женские имена, начинающиеся на букву "Р"». Можно варьировать изменения букв, женские и мужские имена, другие задания типа «Запишите любые города, начинающиеся с определенной буквы». Количество правильно записанных испытуемым слов будет соответствовать показателям вербальной беглости.

Следующая инструкция оценивает активность испытуемого по параметру образной беглости. Испытуемые подготавливают матрицу из 6–8 кружочков небольшого размера, где по указанию экспериментатора они должны рисовать различные объекты, включая форму кружочка в рисунок. Содержание инструкции: «Нарисуйте в течение минуты рисунки, которые относятся к классу "Флора", таким образом, чтобы кружочек был включен в каждый рисунок как его элемент». Здесь также можно варьировать характер инструкции, соблюдая условие равенства трудности заданий (например: животные, игрушки и т.п). Количество правильно нарисованных объектов будет соответствовать показателям образной беглости.

Третья инструкция направлена на выяснение особенностей гибкости (дивергентности) мышления в вариантах вербального и образного видов: «В течение минуты составьте и запишите в тетрадях предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л». Можно привести пример выполнения задания, в данном случае – написать предложение «Постепенно Исчезли Опавшие Листья» или что-либо аналогичное. Количество правильно составленных предложений будет соответствовать показателям вербальной гибкости.

Последняя, четвертая инструкция определяет особенности образной гибкости испытуемых. Экспериментатор (преподаватель) рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки, например: крест, пересекающиеся линии, круг, волнистую линию и т.д. Инструкция для испытуемых – «В течение минуты вмонтируйте один из выбранных фрагмент (например, крест) как можно в большее количество разнотипных законченных рисунков». Количество правильно выполненных заданий будет соответствовать показателям образной беглости.

Таблица 12.1

Показатели активности вербального и образного мышления по параметрам беглости и гибкости

Дата Беглость Гибкость
Вербальная Образная Вербальная Образная
Средние        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: