1) Для понимания механизмов развития мышления конкретного ученика важна тщательная и качественная интерпретация собираемого материала. Исследования других субъектов в этих случаях выступают как фон для осмысления механизмов развития мышления данного субъекта. Несомненно, что решение подобных исследовательских задач предполагает обозначить границы обсуждаемого вопроса, найти аналитические точки для проникновения в его глубину. Так, Р. Натадзе, анализируя собранный материал, фокусирует внимание на изучении:
1. самостоятельного владения определением понятия;
2. зрелости сравнения понятий;
3. готовности к усвоению системы понятий.
Например, он описывает, что школьник вовсе не дает определения понятия в условиях самостоятельного решения задачи. После неоднократного побуждения сказать «вообще» о группе предметов оказывается, что он способен уловить принцип движения, но говорит о нем очень конкретно – «электричеством едет», «лошадь везет», «колеса крутятся и везут». Фактически школьник сравнивает не понятия, а конкретные предметы. Далее экспериментатор прослеживает влияние педагогического воздействия на динамику достижений школьника и уровень решений в новых условиях.
2) Допустим, нас заинтересовала иная исследовательская задача – получить сведения о том, есть ли различия в механизмах понятийного мышления детей со слабой успеваемостью и детей с высокой успеваемостью. Необходимо спланировать, какие проявления мышления могут быть измерены и выбраны для сравнения. При этом формулируются две гипотезы: нулевая (Н0) гипотеза, согласно которой доля лиц, справившихся с задачей, в первой группе не больше, чем во второй группе; и альтернативная гипотеза (Н1), в соответствии с которой доля лиц, справившихся с заданием, в первой группе больше, чем во второй.
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой «искусственное понятие»?
2. В чем заключается методика образования искусственных понятий, разработанная Н. Ахом, ее достоинства и недостатки?
3. Какова процедура методики «двойной стимуляции» Выготского – Сахарова?
4. Какой способ изучения искусственных понятий предложил Дж.Брунер?
Основные (базовые) термины и понятия
1. Мышление
2. Виды мышления
4. Рефлексивность мышления
5. Активность мышления
7. Метод рассуждения вслух
8. Понятие
9. Метод формирования искусственных понятий
10. Методика Н. Аха
11. Методика Выготского – Сахарова
12. Метод наводящей задачи
13. Установка
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Как влияет направленность разного рода и установка на процесс решение задач?
2. В чем состоит новизна работ К. Дункера по сравнению с его предшественниками?
3. Что общего и чем отличаются эксперименты Н. Аха и Выготского – Сахарова? Сравните их по задачам исследования, по экспериментальному материалу, по содержанию инструкции испытуемым.
4. Каковы этапы формирования понятий, выделенные Л.С. Выготским?
5. В чем суть исследования образования искусственных понятий Дж. Брунера?
6. Каковы основные закономерности, выявленные при экспериментальном исследовании творческого мышления? Сравните методы и результаты исследований мышления, проведенных в рамках психологических школ А.Н. Леонтьева и С.А. Рубинштейна.
7. Что такое творческое мышление?
Темы рефератов и/или курсовых работ
1. Метод образования искусственных понятий Выготского – Сахарова. Этапы формирования понятий, выделенные Л.С. Выготским.
2. Метод рассуждения вслух как метод исследования мышления. Эксперименты и выводы К. Дункера.
3. Проблема формирования понятий в психологии.
4. Творческое мышление и его изучение.
5. Методы исследования мышления в различных направлениях психологии.
6. Виды мышления. Примеры экспериментальных исследований.
Литература
Основная литература:
1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1997.
2. Гамезо Н.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Изд-во "Педагогическое общество России", 2006.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
4. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
5. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека», 1998.
6. Психологические исследования: Практикум по общей психологии для студентов пед. вузов. М.: Изд-во "Институт"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2001.
8. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1972.
9. Экспериментальная психология. Т. II / Под ред С. Стивенса. М.: ИЛ, 1963. С. 305–307.
Дополнительная литература:
1. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика. 1984. Т. 4.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
3. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ, 2000.
4. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.
5. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Под ред. В.В. Петухова. М.: Российское психологическое общество, 1998.
Интернет-ресурсы
1. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Тема 5. Мышление // Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – Сайт издания “Психология. Пермь”. Интернет-версия ежемесячного научно-познавательного издания для психологов и педагогов.
2. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задач. – Портал Psyhology OnLine.Net. Научная и популярная психология: история, теория, практика.
3. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. – Сайт журнала «Вопросы психологии». Полнотекстовая библиотека (1982–1993).






