Обработка и анализ результатов. 1) Для понимания механизмов развития мышления конкретного ученика важна тщательная и качественная интерпретация собираемого материала

1) Для понимания механизмов развития мышления конкретного ученика важна тщательная и качественная интерпретация собираемого материала. Исследования других субъектов в этих случаях выступают как фон для осмысления механизмов развития мышления данного субъекта. Несомненно, что решение подобных исследовательских задач предполагает обозначить границы обсуждаемого вопроса, найти аналитические точки для проникновения в его глубину. Так, Р. Натадзе, анализируя собранный материал, фокусирует внимание на изучении:

1. самостоятельного владения определением понятия;

2. зрелости сравнения понятий;

3. готовности к усвоению системы понятий.

Например, он описывает, что школьник вовсе не дает определения понятия в условиях самостоятельного решения задачи. После неоднократного побуждения сказать «вообще» о группе предметов оказывается, что он способен уловить принцип движения, но говорит о нем очень конкретно – «электричеством едет», «лошадь везет», «колеса крутятся и везут». Фактически школьник сравнивает не понятия, а конкретные предметы. Далее экспериментатор прослеживает влияние педагогического воздействия на динамику достижений школьника и уровень решений в новых условиях.

2) Допустим, нас заинтересовала иная исследовательская задача – получить сведения о том, есть ли различия в механизмах понятийного мышления детей со слабой успеваемостью и детей с высокой успеваемостью. Необходимо спланировать, какие проявления мышления могут быть измерены и выбраны для сравнения. При этом формулируются две гипотезы: нулевая (Н0) гипотеза, согласно которой доля лиц, справившихся с задачей, в первой группе не больше, чем во второй группе; и альтернативная гипотеза (Н1), в соответствии с которой доля лиц, справившихся с заданием, в первой группе больше, чем во второй.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой «искусственное понятие»?

2. В чем заключается методика образования искусственных понятий, разработанная Н. Ахом, ее достоинства и недостатки?

3. Какова процедура методики «двойной стимуляции» Выготского – Сахарова?

4. Какой способ изучения искусственных понятий предложил Дж.Брунер?

 Основные (базовые) термины и понятия

1. Мышление

2. Виды мышления

3. Мыслительные операции

4. Рефлексивность мышления

5. Активность мышления

6. Творческое мышление

7. Метод рассуждения вслух

8. Понятие

9. Метод формирования искусственных понятий

10. Методика Н. Аха

11. Методика Выготского – Сахарова

12. Метод наводящей задачи

13. Установка

 Вопросы для повторения и самопроверки

1. Как влияет направленность разного рода и установка на процесс решение задач?

2. В чем состоит новизна работ К. Дункера по сравнению с его предшественниками?

3. Что общего и чем отличаются эксперименты Н. Аха и Выготского – Сахарова? Сравните их по задачам исследования, по экспериментальному материалу, по содержанию инструкции испытуемым.

4. Каковы этапы формирования понятий, выделенные Л.С. Выготским?

5. В чем суть исследования образования искусственных понятий Дж. Брунера?

6. Каковы основные закономерности, выявленные при экспериментальном исследовании творческого мышления? Сравните методы и результаты исследований мышления, проведенных в рамках психологических школ А.Н. Леонтьева и С.А. Рубинштейна.

7. Что такое творческое мышление?

Темы рефератов и/или курсовых работ

1. Метод образования искусственных понятий Выготского – Сахарова. Этапы формирования понятий, выделенные Л.С. Выготским.

2. Метод рассуждения вслух как метод исследования мышления. Эксперименты и выводы К. Дункера.

3. Проблема формирования понятий в психологии.

4. Творческое мышление и его изучение.

5. Методы исследования мышления в различных направлениях психологии.

6. Виды мышления. Примеры экспериментальных исследований.

Литература

Основная литература:

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1997.

2. Гамезо Н.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Изд-во "Педагогическое общество России", 2006.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.

4. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.

5. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека», 1998.

6. Психологические исследования: Практикум по общей психологии для студентов пед. вузов. М.: Изд-во "Институт"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2001.

8. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1972.

9. Экспериментальная психология. Т. II / Под ред С. Стивенса. М.: ИЛ, 1963. С. 305–307.

Дополнительная литература:

1. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика. 1984. Т. 4.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

3. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ, 2000.

4. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.

5. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Под ред. В.В. Петухова. М.: Российское психологическое общество, 1998.

Интернет-ресурсы

1. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Тема 5. Мышление // Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – Сайт издания “Психология. Пермь”. Интернет-версия ежемесячного научно-познавательного издания для психологов и педагогов.

2. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задач. – Портал Psyhology OnLine.Net. Научная и популярная психология: история, теория, практика.

3. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. – Сайт журнала «Вопросы психологии». Полнотекстовая библиотека (1982–1993).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: