Сертификация - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям (Руководство ИСО/МЭК 2).
Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции (услуг) установленным требованиям.
Два аспекта:
во-первых, это то, что сертификация - действие "третьей" стороны (не поставщика - "первая сторона" и не покупателя - "вторая сторона", а скажем так: арбитра);
во-вторых, продукция (процесс, услуга) должна быть идентифицирована, т.е. проведена определенная процедура, посредством которой установлено ее соответствие требованиям, предъявляемым к данному виду продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции).
Проще говоря, сертификация - предоставления потребителю гарантий в том, что приобретенное изделие отвечает требованиям действующих нормативных документов, независимо от того, когда, кем и где оно изготовлено.
|
|
Идея и общий смысл сертификации известны давно. Обычно клеймение продукции ее изготовителем издревле являлось подтверждением высокого качества изделия. Заверение продавца покупателю относительно качества товара также было старейшей и простейшей формой того, что сейчас мы называем сертификацией.
Изменяющиеся в мире социальные и экономические условия привели к изменениям и усложнениям форм и методов подтверждения соответствия изделия (услуги) установленным требованиям.
Все это нашло выражение в виде комплекса общих принципов, правил и подходов к сертификации, которые признаны во всем мире и используется как норма торговых взаимоотношений любого уровня.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
- создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
- содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
- защита потребителя от добросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Следует выделить две основные цели: