Укрепление духовной независимости Киевской Руси

Огромную роль в продолжении преобразовательной деятельности Владимира, сыграл его сын – Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.). Ярослав продолжает интенсивную строительную деятельность, стремясь сделать Киев не хуже Константинополя. Одной из главных забот Ярослава становится просвещение. Требовалась не просто грамотность, а нужны были Руси собственные ученые, писатели, философы, чтобы Киевская Русь не нуждалась в «импорте» греческого духовенства. При Ярославе возникает русское монашество и монастыри. К первой половине XIII вв. уже известно до 70-ти монастырей. Здесь велось летописание, создавались сочинения политического характера, переписывали и писали иконы. В 1051 г., после смерти митрополита – грека, Ярослав (без участия императора Византии и константинопольского патриарха), «собрав епископы», впервые ставит митрополитом русского священника Иллариона, автора знаменитого «Слова о законе и благодати». В результате русская церковь укрепляет свою независимость от Византии.

Специфика мироощущения Киевской Руси

Духовный мир культуры Киевской Руси был миром традиций, обрядов, канонов, сначала языческих, затем православных.

Мироощущение человека Киевской Руси во многом было подобно мироощущению средневекового человека в Европе. Значительный и великий мир простирался вокруг человека. Себя человек ощущал в большом мире ничтожной частицей, но не случайной: он сам – творение Бога и участник мировой истории. «Малый мир» – так называли его древнерусские сочинения. Человек – «часть» Божественной воли сотворенного иерархического устройства мира и общества, а потому он должен поступать сообразно своему месту в этой иерархии и в соответствии с выработанным церемониалом жизненных событий. Духовным личностным образцом в Киевской Руси считался идеал святости. Понятие «святость» имеет свой источник еще в дохристианской традиции. В славянском язычестве это понятие связано с таинственным избытком жизненных сил. В христианстве оно указывает на тесную связь земного человека с Богом. Человек, именуемый святым, несет печать иного мира, воплощая в мире земном духовно-нравственный идеал христианства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: