В XIV-XV вв. господствовало несколько течений философско-богословской мысли: традиционное православие, исихазм и слабые ростки рационализма, т.е. ереси

На рубеже XV-XVI вв. было положено начало тем спорам о духе и букве православия, которые в XVII в. привели к расколу. На первый план вышла проблема взаимоотношений светской и духовной властей, вопрос о характере монархии. Исихазм открывал перед верующими возможность прижизненного единения с Богом через восприятие божественных энергий. На Руси в XIV в. это учение утверждалось в борьбе с практикой церковной жизни как способ индивидуального подвижничества и как новый стиль духовно-культурной жизни. Одним из ярких проявлений противоречивости средневековой жизни явилось появление ереси. В XIV в. в среде горожан и низшего духовенства возникла новгородско-псковская ересь стригольников, критиковавших церковь как по проблемам догматики, так и по организационным вопросам. Стригольники были подавлены в конце XIV в., но отголоски этого движения ещё долго давали о себе знать, пока не слились с новым движением в конце XV в. – "ересью жидовствующих".

Умеренная часть этого движения ограничивала борьбу правом на известное свободомыслие в литературе и науке, более радикальная доходила до отрицания церковной иерархии и основных богословных догматов.

Идейная борьба нестяжателей и иосифлян

К концу XV – началу XVI вв. в русском православии обозначились две полемически направленные друг против друга культурные традиции. Идеи еретиков XV в. развили "нестяжатели". Идеолог русского исихазма Нил Сорский призывал к отшельнической жизни, удалению о светских соблазнов и мирского общения (отсюда " нестяжатели "). Монашеская жизнь должна проходить в уединении, духовном самоуглублении и молчаливом созерцании. Церковь должна быть свободной от земельных владений, материальных и имущественных ценностей, как и от взаимодействия со светской властью, государством, мирской жизнью.

Другое направление проповедовал Иосиф Волоцкий. Ученики и последователи Иосифа называли себя " иосифлянами ". Смысл его учения заключался в тесной связи с действующей властью и всяческой её поддержке, моральной, идеологической, политической, духовной.

Более прагматическая и державная позиция Иосифа Волоцкого победила в русском православии. Сама же полемика Нила Сорского и Иосифа Волоцкого и их последователей в значительной степени предвосхитила будущий русский религиозный раскол XVII в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: