Религиозная реформа патриарха Никона

Реформация русской церкви, проведенная патриархом Никоном, привела к церковному расколу. Необходимость пересмотра всех церковных образов и приведение их в соответствие с греческим богослужебным порядком вызывалось, прежде всего, стремлением упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия и падения авторитета духовенства. Сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского государства на православном Востоке, а разночтение в русских и греческих церковных книгах приводили порой к настоящим скандалам. За явлением церковного раскола скрывается глубокий историко-культурный смысл. Раскольники были истинными глубоковерующими, переживали закат Древней Руси как национальную и личную катастрофу, не понимали, чем плох освященный временем старинный уклад, какая надобность в коренной ломке жизни огромной страны, с честью вышедшей из испытаний смуты и крепнувшей год от года. За полемикой, ограниченной такими рамками, обозначились очертания главного спора тогдашней эпохи – спора об исторической правде. Историко-социологический анализ позволяет согласиться с идеологами старообрядчества в том, что православная церковь XVII-XIX вв. – никонианская – отождествляла себя с иерархией, в то время как церковь, лидера старообрядчества Аввакума, стремилась к отождествлению себя с массой верующих. Возвращаясь к первоначальному христианству, старообрядчество обращает внимание на равенство людей перед Богом и их богоподобие: все люди "светики", т.е. носители божественного света – души. Протопоп Аввакум рассматривал человека как живой храм, в котором царствует Христос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: