Восприятие преобразовательской деятельности Петра I

Русское общество раскололось на тех, кто не принял разрушение традиций - это представители народной культуры, т.н. «почвы». Другая часть общества приняла европеизацию, и сама старалась измениться на европейский манер. Носителями другой – европеизированные верхи России. В.О. Ключевский отмечал, что если византийское влияние на Россию было религиозно-культурным, то западное – государственным. Захватывая человека целиком и как личность, и как гражданина, оно не затрагивало всего общества: с такой поглощающей силой оно подействовало лишь на тонкий вечно подвижный слой. Вначале появилось стремление украшать на иностранный манер жизнь, затем появилось желание украшать ум, но оно стало лишь усвоением отвлеченных идей, условий, смысл которых был не понятен русской знати. Она принимала их буквально, и поэтому отвлеченные западноевропейские понятия у русских людей превращались в безусловные догматы, политические, нравственные, которые усваивались без размышления и ещё более отрывали усвоившие умы от окружающей действительности, не имевшей ничего общего с этими идеями.

Народ же в отличие от верхов, быстро переориентировавшихся XVIII в. на новоевропейский тип культуры, долго хранил культурные традиции допетровской старины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: