Деонтологическая этика

Деонтология-учение о должном.

Долг - основа нравственного сознания личности, его совести, формирующейся, прежде всего как осознание человеком своих обязанностей перед людьми, перед обществом.

В отличие от утилитаристских, деонтологические теории при оцен­ке действий принимают во внимание не только их последствия, но и мотивы, намерения, замыслы действующих лиц, как и вы­бор ими средств их реализации.

Истоки деонтологических теорий обнаруживаются глубо­ко в истории этической мысли, в частности, в моральных уче­ниях некоторых религий. Однако первой теорией, последова­тельно выдержанной в деонтологическом ключе, явилась этика И. Канта (1734-1804). С точки зрения сторонников деонтологического подхода, к оценке наших поступков, независимо от блага, которое они порождают (или не порождают), примени­мы понятия, касающиеся обязательств (долга) и прав. Мы бы­ваем обязаны поступать так-то и так-то не потому, что это при­несет пользу нам или кому-то другому, а потому, что мы выпол­няем свой долг.

Будет неправильно обманывать пациента не по­тому только, что это может иметь негативные последствия для него, его близких или для общественной морали в целом, а про­сто потому, что вообще обман - недолжное поведение. И даже если в конкретном случае удастся доказать, что пациент остал­ся в живых именно благодаря обману со стороны врача, это не сможет, с точки зрения последовательного приверженца деон­тологии, изменить негативную оценку поступка. Вовсе не обя­зательно, однако, сторонник деонтологии будет однозначно осуждать такой поступок: скажем, он может оправдать посту­пок в целом, но и своем анализе не будет закрывать глаза и на его негативные стороны.

Вместе с тем с деонтологической точки зрения может по­лучить оправдание и такое действие, которое повлекло отрица­тельные последствия. При этом будет учитываться то обстоя­тельство, что обычно мы бываем не в состоянии контролиро­вать ситуацию достаточно полно. Всегда возможны какие-то внешние препятствия и помехи, в силу которых реальный ре­зультат нашего действия будет существенно отличаться от заду­манного, быть может, вовсе не в лучшую сторону. Но если с точки зрения последователя утилитаризма негативный резуль­тат будет главным основанием для осуждения такого действия, то приверженец деонтологии может это действие оправдать, коль скоро причина негативного эффекта - не и замысле дейст­вующего лица и не в выбранных им средствах, а в неконтроли­руемых внешних факторах.

Подобно утилитаристским теориям, деонтологические также бывают монистическими или плюралистическими. В мо­нистических в качестве основополагающего принимается один принцип; при этом считается, что все моральные правила могут быть выведены из него логическим путем. В качестве такового может, например, выступать принцип уважения личности ли­бо так называемое "золотое правило" этики, под которым по­нимается библейская заповедь: "во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними".

Примером плюралистической концепции можно назвать теорию, выдвинутую в первой половине XX столетия амери­канским этиком У. Россом. С точки зрения Росса, существует несколько фундаментальных и не сводимых один к другому мо­ральных принципов, таких как верность взятым обязательствам, обязанность делать добро, следовать справедливости и т.д.

В целом плюралистический подход обладает тем преимущест­вом, что он более близок к нашему повседневному моральному опыту - действуя или объясняя свои действия, мы обычно вовсе не бываем озабочены тем, чтобы жестко следовать одному-единственному принципу или правилу. Вместе с тем он чреват такими ситуациями, когда требования, диктуемые разными принципами, оказываются в конфликте друг с другом, если, скажем, нам приходится выбирать между необходимостью со­блюдать принятые на себя обязательства, с одной стороны, и делать добро (что может заставить нас пойти на нарушение обя­зательств) - с другой [7].

3.4 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ:

Сравнительный анализ «Клятвы Гиппократа», наставлений древнеиндийского врача Сушруты, «отца» китайской медицины Сан Сю-Мао убедительно показывает, что во все времена и у всех народов к профессиональному поведению врачей в рамках их общения с пациентом, с его семьей, межколлегиональных взаимоотношений уделялось особое внимание, а к их моральным качествам, облику предъявлялись особые повышенные требования.

Таким образом, первый этап формирования морального кодекса людей, избравших врачевание видом профессиональной деятельности начавшись с «формирующей медицины», завершился появлением трудов греческих философов, особенно «Корпуса Гиппократа».

Начало второго этапа формирования медицинской этики ознаменовалось появлением монотеистических религий иудаизма, буддизма, христианства, ислама. Носители медицинских знаний – священники и их помощники, оказывая помощь человеку, действовали в соответствии с религиозными установлениями. Так продолжалось до того времени, пока профессия врача не стала самостоятельной и более распространенной, благодаря созданию медицинских факультетов университетов. Почти во всех университетах наряду с богословскими стали открываться и медицинские факультеты. Их появление в X-XII вв. и последующее создание корпораций врачей можно считать началом третьего этапа развития медицинской этики.

В начале XIX в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге «Медицинская этика» изложил «свод установленных правил и наставлений» применительно к поведению врачей и хирургов в госпитальной и частной практике, в отношении к аптекарям в случаях, которые требуют знания законов (1803 г.).

В предисловии Т. Персиваль указывает, что хотел в начале назвать работу «медицинская юриспруденция», но понял, что это неправильно, так как еще не написаны законы на все случаи жизни, которые встречаются в медицинской практике. Да и как написать законы для тех случаев, когда главным судьей служит совесть или мнение коллег.

Большую роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды М.Я. Мудров «Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача» (1814) и «Слово о том, как учить и учиться Медицине Практической, или деятельному Врачебному Искусству при постелях больных» (1820) произнесенные на торжественных университетских актах. М.Я. Мудров неизменно подчеркивал связь медицинской этики («качеств гиппократова врача») с психологией, психотерапией. Труды Т. Персиваля, М.Я. Мудрова как бы подводили итог третьему этапу развития медицинской этики, когда еще вплоть до второй половины XVIII в великие христианские гуманные идеалы продолжали господствовать. Для этого периода характерно и формирование партнерских отношений между врачами и медицинскими сестрами. Английский философ и правовед И.Бентам в книге «Деонтология, или наука о морали» (1834) утверждал: «Основание деонтологии – принцип пользы, иначе говоря, это значит, что определенный поступок является хорошим или плохим, достойным или недостойным, заслуживающим или не заслуживающим одобрения в зависимости от его тенденции увеличивать или уменьшать «сумму общественной пользы» Философское направление, которое исповедовал И.Бентам, назвали «утилитаризмом». Юм в свою очередь призывает опыт для отрицания утилитарного характера этики. Он анализирует движущие силы этики и приходит к выводу, что она является делом симпатии и сочувствия. Природа, - аргументирует он, - наделила нас способностью сопереживания судьбе других. Тем самым она обязала нас переживать радость, заботы и страдания других, как наши собственные. Природной доброжелательностью мы предопределены сопереживать другому и желать блага, как ему, так и обществу.

С появлением на свет труда И.Бентама, посвященных проблемам морального регулирования – профессионального поведения медицинских работников, все чаще используют слово «деонтология» и можно считать, что начался «деонтологический этап» медицинской этики.

С 70-х годов ХХ в начался новый этап развития медицинской этики, именуемой отныне биоэтикой.

Биоэтика не отрицает норм и принципов общечеловеческой этики, медицинской этики и деонтологии своих предшественников. Она защищает пациента от зла, которое мог бы причинить ему медицинский работник, вооруженный новыми технологиями. Она также требует соблюдения фундаментальных принципов медицинской этики: принципа справедливости и принципа правдивости.

Для того, чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: