И общий обзор методологических подходов

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает собственный метод. Имеет его и теория государства и права.

Под методом понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями.

Сами по себе методы – продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.

Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга, а существуют самостоятельно и взаимообусловлено друг от друга в процессе познания предмета теории государства и права.

Таким образом, методы науки теории государства и права – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов и истинных знаний.

Методология (от греческих слов «метод» – путь к чему-либо и «логос» – наука, учение) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.

Учение о методах научного познания называется методологией.

При изучении теории государства и права используются следующие методы:

√ всеобщие (общефилософские);

√ общенаучные;

√ частнонаучные.

Всеобщие (общефилософские) методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права. Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные политико-правовые подходы к изучению государства и права, различные научные школы, доктрины, которые в изучении государственно-правовой действительности исходили из разных философских, мировоззренческих основ. Данные основы базируются на метафизической, материалистической мировоззренческой основе.

Метафизика– часть философского учения Аристотеля (384 - 322 до н.э.), который исследовал высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире.

Метафизика дословно означает то, что следует после физики. При данном методе государство и право воспринимаются как институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека.

Диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии.

При диалектическом методе государство и право рассматриваются в их развитии.

Построение классической системы диалектики связано с именем немецкого философа Ф. Гегеля (1770–1831), который считал первичным мировую идею, разум, вторичным - все материальное, выражающее эту идею. Гегель дал классический анализ философских парных категорий: качества и количества, причины и следствия, случайности и необходимости и др. Например, анализ правотворчества и правоприменения с позиций категории причины и следствия показывает, что в соотношении «общественные отношения – норма права» первые выступают в качестве причины, а вторые – следствия. Им сформулированы три основных закона диалектики: закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

Для законодателя это исключительно важно, ибо причина порождает следствие, а не наоборот. Отсюда следует, что обществу нужны не надуманные, правовые предписания, а нормы, вытекающие из потребностей социальной жизни.

Разновидностями диалектики являются: материалистическая диалектика и идеализм (объективный и субъективный).

Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека.

При изучении права метод материалистической диалектики проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиями жизни общества, они самым тесным образом связаны с другими социальными явлениями. Трудно найти в обществе сферу общественных отношений, где не проявляли бы себя государство и право. Соотнося государство и право с другими социальными явлениями, можно определить их характерные черты, роль и место в обществе. Именно поэтому государство сопоставляется с политической системой общества, политикой, общественными образованиями, а право – с экономикой, правосознанием, моралью, обычаями. Государство и право постоянно развиваются. Каждый новый этап в поступательном движении общества – это и новая ступень в развитии государства и права. Постепенные количественные изменения в структуре государства, его функциях, законодательстве приводят к качественным преобразованиям в государственно-правовой системе.

Идеализм – философское учение, считающее идею основой всего сущего.Отдельные теории базируются на философии дарства и права объективным разумом, чем-то наподобие божественной силы. Другое философское направление – субъективный идеализм связывает существование государства и права с сознанием человека.

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Исторический метод требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев, социокультурных корней.

Логический метод относится к абстрактно-теоретическим, и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта (например, логическая структура нормы права с выделением в ее составе гипотезы, диспозиции и санкции). Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из элементов (путем объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений).

Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего (изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления).

Дедукция – это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного (на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства).

В основе системного метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем. Государство и право – сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.

Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия (рассмотрение функций государства, права, правосознания и т.д.).

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. К частным методам чаще относят следующие.

Метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (анализ документов, официальных сообщений, устные и письменные опросы (интервью, собеседования, анкетирование), изучение материалов судебной и арбитражной практики, общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и т.д.).

Сравнительный метод применяется широко в государственно-правовой сфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур и действий юрисдикционных органов, целесообразность.

Метод моделирования состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т.е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений. Метод моделирования базируется на философской концепции, согласно которой результатом процесса познания являются создание модели объективной реальности, воспроизведение ее по полученным данным. Особенность этого метода состоит в том, что к нему обращаются тогда, когда почему - либо невозможно, затруднительно или нецелесообразно проведение исследования объекта-оригинала.

Статистический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов (для выявления динамики преступности по годам).

Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Еще древние мыслители утверждали, что истина познается в сравнении (применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т.д.).

Формально-юридический метод составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: