Ключевые слова. Рынок —1)система организационно-экономических отношений, осуществляющаяся в условиях конкуренции через куплю-продажу продукции на всех стадиях

Рынок — 1)система организационно-экономических отношений, осуществляющаяся в условиях конкуренции через куплю-продажу продукции на всех стадиях воспроизводства, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений, посредством которой окончательно признается общественный характер заключенного в продукте труда; 2) место торговли, которое сыграло определенную роль в развитии городов, являясь центром, вокруг которого концентрировались поселения торговцев и ремесленников; 3) всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги. Основные функции рынка: информационная, регулирующая, стимулирующая, посредническая (интегрирующая), ценообразующая, контролирующая (дифференцирующая), санирующая. Функционирование рынка подчинено закону стоимости и закону спроса и предложения.

Субъекты рынка – экономические субъекты, вступающие на рынке в отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления товаров (индивиды; домохозяйства; фирмы; государство).

Объекты рынка – то, что продается на рынке, результаты человеческой деятельности, а также природные блага.

Информационная функция рынка – предоставлениехозяйствующим субъектам объективной информации об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг на рынке.

Регулирующая функция рынка – регулирование общественного производства, решение проблем, что производить, как производить, для кого производить. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены.

Стимулирующая функция рынка – посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества товаров и услуг и расширение их ассортимента.

Посредническая (интегрирующая) функция рынка – экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда с помощью рынка должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.

Ценообразующая функция рынка – рынок соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы. Рынок признает общественно необходимые затраты труда и формирует объективную основу цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения.

Контролирующая (дифференцирующая) функция рынка – в процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. Если затраты выше цены, то фирма не получит прибыль, а понесет убытки. Дифференциация производителей означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

Санирующая функция рынка – рынок « очищает» общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, поощряя развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

Общая инфраструктура рынка – звенья инфраструктуры рынка, предназначенные для обслуживания рынка в целом (юридические, информационные службы, консалтинговые компании и др.).

Специализированная инфраструктура рынка – звенья инфраструктуры рынка, предназначенные для обслуживания отдельных рынков. Так, к инфраструктуре товарного рынкаотносятся предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, товарные биржи, торговые дома, посреднические фирмы, системы связи, транспорт, специальные государственные органы регулирования рынка (антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценами и др.). Инфраструктура финансового рынка – банковская система, фондовые биржи, валютные биржи, брокерские и страховые компании, аудиторские фирмы. Инфраструктура рынка трудавключает биржи труда, государственные системы учета спроса на рабочую силу, регулирования миграции, дотаций населению, центры переподготовки кадров и др.

Спрос – это количество товаров, которое покупатели готовы приобрести в данный момент времени при данной цене. Изменение цены товара (услуги) влияет на величину спроса. Действие неценовых факторов (размер доходов потребителей; вкусы, предпочтения потребителей, мода; изменение цен на другие товары (товары-заменители или взаимодополняющие товары); число покупателей; структура населения (доля детей, молодежи, пенсионеров в общей численности); инфляционные ожидания (ожидания роста цен в будущем)) изменяет спрос как таковой, что на графике это отражается смещением (сдвигом) кривой спроса вправо-вверх при увеличении и влево-вниз при уменьшении спроса. Различают индивидуальный, рыночный спрос и совокупный спрос (в масштабе страны).

Индивидуальный спрос – это спрос отдельного индивида на товар или услугу.

Рыночный спрос – сумма величин спроса, предъявляемых каждым покупателем на данном рынке при разных ценах.

Закон спроса – это экономический закон, который характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он гласит: величина спроса при прочих равных условиях обратно пропорциональна цене, то есть чем выше цена, тем меньшее количество товаров смогут приобрести покупатели при прочих равных условиях, и наоборот. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон. Прочие равные условия означают, что в данном случае не учитывается действие всех неценовых факторов, влияющих на спрос. Закон спроса не действует в трех случаях: при переключении спроса на более качественные, но более дорогие товары; при ажиотажном спросе; при спросе на предметы роскоши, являющиеся средством вложения (сохранения) денежных средств. Функциональная зависимость между объемом спроса (Qd) и ценой (P) может быть выражена формулой (Qd) = f (P). Однако здесь не отображена обратная зависимость. Поэтому ее конкретизируют формулой линейной зависимости Qd = a – bP (напр., Qd = 300 – 5 P). В этом случае кривая спроса представляет собой прямую линию. Преимущество линейных кривых спроса в том, что их легко строить и анализировать.

Величина (объем) спроса – это количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут себе позволить приобрести по данной цене в данный момент времени при данных условиях. Изменение объема спроса происходит под влиянием изменения цены данного товара. Графически это изображается движением вдоль кривой спроса. Изменение цены потребляемого блага влияет на объем и структуру спроса через э ффект дохода и эффект замещения (субституции).

Эластичность спроса – мера (степень) реакции спроса на изменение цены. Различают прямую и перекрестную эластичность спроса по цене, дуговую эластичность, эластичность спроса по доходу и другим факторам. Нисходящий характер кривой спроса свидетельствует об обратной зависимости между ценой и величиной спроса, поэтому ценовый коэффициент эластичности спроса всегда будет иметь отрицательное значение. Однако при расчетах отрицательный знак, как правило, игнорируют, подчеркивая лишь абсолютную величину коэффициента эластичности. Концепция эластичности спроса имеет важное практическое применение: на ее основе можно определить необходимость повышения или снижения цены на определенный товар: если спрос неэластичный, то продавцу выгоднее повышать цену; если эластичный — то понижать. Как правило, товары первой необходимости характеризуются неэластичным спросом по цене, так как повышение цены на них не приводит к существенному снижению спроса. Напротив, товары длительного пользования, предметы роскоши чаще всего эластичны: многие потребители могут отказаться от покупки при повышении цены, надеясь приобрести товар, когда цена понизится.

Эластичность спроса по цене – степень воздействия изменения цены в относительном выражении (в процентах, долях) на изменение количества товаров, на которое предъявлен спрос, в относительном выражении (в процентах, долях).

Эластичный спрос — спрос изменяется в большей степени, чем цена, коэффициент эластичности больше единицы.

Неэластичный спрос — спрос изменяется в меньшей степени, чем цена, коэффициент эластичности меньше единицы.

Единичная эластичность спроса – ситуация, когда изменение цены на один процент приводит к пропорциональному изменению величины спроса, в результате чего общий доход остается неизменным, коэффициент эластичности равен единице.

Абсолютно (совершенно) эластичный спрос – ситуация, когда изменение величины спроса не зависит от изменения цены, а увеличивается до предела покупательских возможностей при неизменной цене или ее незначительных колебаниях. Такая ситуация возможна в условиях инфляции, когда, стремясь уберечь свои деньги от обесценения, покупатели будут предъявлять повышенный спрос на определенные товары. На графике линия абсолютно эластичного спроса параллельна оси абсцисс, то есть линии предлагаемой для реализации продукции. Коэффициент эластичности спроса равен бесконечности.

Абсолютно (совершенно) неэластичный спрос – ситуация, когда любое изменение цены не влияет на изменение спроса. Как бы ни изменялась цена на медицинские препараты, товары первой необходимости, величина спроса на них существенно не изменится. В этом случае кривая спроса на графике примет вертикальное положение. Коэффициент эластичности спроса равен нулю.

Эластичность спроса по доходу (Еd) — процентное изменение объема спроса, вызванное процентным изменением дохода потребителя. Практическое значение понятия «эластичность спроса по доходу»состоит в том, что состояние и динамика данного показателя позволяют прогнозировать перспективы развития того или иного производства или отрасли. Чем выше относительная эластичность спроса отрасли по доходу, тем активнее эта отрасль развивается.

Перекрестная эластичность спроса – показатель степени чувствительности спроса на один товар к изменению цены на другой. Коэффициент перекрестной эластичности спроса (Еxz) вычисляется по формуле: Еxz = процентное изменение величины спроса на товар X: процентное изменение цены товара Z.

Эффект дохода — изменение величины спроса на товар в результате изменения цены товара при неизменном номинальном доходе. Так, снижение цены товара равнозначно увеличению реального дохода потребителя, повышающего возможности потребления данного товара. Эффект дохода в отношении нормальных товаров действует в сторону увеличения покупок.

Эффект замещения — изменение величины и структуры спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими. Эффект замены всегда действует в одну сторону: увеличиваются покупки подешевевшего товара.

Предложение товаров – товары, представленные на рынке, и товары, которые могут быть на него доставлены в течение определённого периода времени; стремление, желание производителя представить на рынок свои товары.

Величина (объем) предложения – количество товара, которое производители и продавцы готовы предложить к продаже на рынке по данной цене в течение определенного периода времени.

Закон предложения – экономический закон, который выражает прямую связь между величиной предложения и ценой товара. Он гласит: предложение прямо пропорционально цене, то есть чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложение, и наоборот, чем ниже цена – тем меньше предложение товара. Прямая связь величины предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Под влиянием изменения цены товара изменяется величина предложения, на графике иллюстрируется движением вдоль кривой предложения от одной точки к другой. Изменение неценовых факторов (цены на ресурсы; технология производства; налоги и дотации; цены на другие товары; ожидания предложения; конкуренция (количество продавцов на рынке) отражается сдвигом кривой предложения вправо-вниз (увеличение предложения) или влево-вверх (уменьшение предложения).

Эластичность предложения по цене — показатель степени реагирования величины предложения на изменение цены. Коэффициент эластичности предложения по цене (Еs) рассчитывается как отношение процентного изменения объема предлагаемой продукции к процентному изменению цены. На степень эластичности предложения влияют временной фактор; динамика цен на другие товары; достигнутый уровень использования производственных факторов; межотраслевая миграция капиталов; технологическая специфика производства. Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска: чем более мобильным является ресурс, чем легче переключить его на производство другого товара, тем более эластичным будет являться предложение. Эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах.

Единичная эластичность предложения ситуация, когда изменение цены на один процент приводит к аналогичному изменению объема предложения.

Абсолютно (совершенно) эластичное предложение ситуация, когда изменение предложения не зависит от изменения цены. Коэффициент эластичности спроса равен бесконечности.

Абсолютно (совершенно) неэластичное предложение ситуация, когда предложение не реагирует на изменение цены. Коэффициент эластичности предложения равен нулю.

Цена (Р) – 1) денежное выражение стоимости товара; 2) экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени;определенное количество денег или других товаров, которое уплачивается покупателем продавцу за единицу товара или услуги.

Равновесная цена (цена равновесия)цена такого уровня, при которой объём предложения равен объёму спроса, при этом не наблюдается ни дефицита, ни излишка товаров.

Равновесие рыночное – состояние рынка, которое характеризуется равенством объема спроса и объема предложения при определённой равновесной цене.

«Крест Маршалла» («ножницы Маршалла») – образное наименования графика равновесной цены. Подобное название появилось благодаря следующему замечанию английского экономиста: «мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

«Паутинообразная модель» своеобразная разновидность «креста Маршалла», в которой иллюстрируется процесс установления равновесных цены и объема.

Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, за получение наибольшей прибыли. Объективные причины конкуренции: полная хозяйственная обособленность каждого участника рынка, его полная зависимость от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборства с другими претендентами за наибольший доход. Конкуренция – основная регулирующая и контролирующая сила в рыночной экономике. Конкуренцию в политической экономии можно рассматривать как структурный фактор (на основе которой строится одна из структур рынка) и как поведенческий фактор, т.к. конкуренция учитывается в политэкономическом анализе при изучении поведения хозяйствующих субъектов, при управлении этим поведением.

Конкуренция ценовая – это соперничество между субъектами рыночной экономики посредством манипулирования ценой (продажа товаров по более низким ценам, чем у конкурентов, и покупка товаров по более высоким ценам, чем у конкурентов). Ценовую конкуренцию широко использовали в условиях простого товарного производства и на ранних стадиях развития капитализма. В современных условиях её применяют фирмы для проникновения на новые рынки, чтобы привлечь к себе покупателей. Однако возможности применения такой конкуренции весьма ограниченны как по продолжительности ее использования, так и по сферам деятельности, а также зависят от вида рынка и его сегментации.

Конкуренция неценовая – это соперничество между товаропроизводителями на основе технического превосходства, более высокого качества и надежности продукции, более эффективных методов сбыта, широкого перечня предоставляемых услуг и гарантий, льготных условий оплаты и т. п. Например, среди магазинов, торгующих холодильниками, выигрывает тот, который при одинаковых ценах на товар и при прочих равных условиях предложит покупателям доставку, установку и подключение техники на месте, подробную консультацию по эксплуатации купленного товара.

Недобросовестная конкуренция — конкуренция, сопровождающаяся нарушением правовых и этических норм.

Конкуренция межотраслевая – соперничество между отраслями за наиболее выгодные сферы и условия приложения капитала. Если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.

Конкуренция внутриотраслевая – соперничество между производителями одной отрасли за более высокую прибыль.

Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) – идеальная (абстрактная) модель конкуренции, предполагающая выполнение следующих условий: на рынке имеется в наличии большое число независимых производителей; размеры производства каждого малы относительно размеров рынка, поэтому ни один из них не может оказать влияние на рыночную цену; соперничающие на рынке фирмы производят однородную продукцию; покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах; продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах; фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее; покупатели свободны от всякой дискриминации и имеют возможность купить товары и услуги на любом рынке; отсутствует государственное регулирование, монополия и монопсония. Свободный рынок – саморегулирующаяся система, отличающаяся рациональным поведением рыночных субъектов, гибкостью и адаптивностью к изменяющимся условиям. Именно в модели свободного рынка наиболее полно проявляются преимущества рыночной экономики.

Несовершенная конкуренция (рынок несовершенной конкуренции) – модельрынка, в которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной (свободной) конкуренции. Черты: на рынке действует несколько крупных фирм (олигополия), выпускающих основную массу данного товара на рынок; фирмы могут диктовать свои условия другим производителям и покупателям и влиять на цену товара, контролировать объем производства и продаж; уровень цены товара зависит от величины желаемой прибыли, которую фирмы могут получить от продажи определенного количества товара. Товары, продаваемые на рынке несовершенной конкуренции, могут быть дифференцированы или уникальны, поэтому отдельные рыночные агенты имеют возможность оказывать влияние на масштабы производства и уровень цен. Несовершенная конкуренция проявляется в форме олигополии и рынка монополистической конкуренции с дифференцированным продуктом.

Монополия (греч. монос — один, полео — продаю) – рыночная модель, в которой отдельный производитель занимает доминирующее положение, контролирует рынок данного товара, имеет рыночную власть над ценой. Это ситуация со стороны предложения товара. Монополия – полная противоположность совершенной конкуренции (свободному рынку), это отрицание конкуренции. Цель монополии — получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Монопольная цена обеспечивает прибыль сверх нормальной. Монополия возникает там и тогда, когда барьеры для вступления в отрасль трудно преодолимы; образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

Монополия чистая – ситуация, когда отрасль представлена одной фирмой; это теоретическая абстракция, так как в реальной экономике существует скрытая конкуренция между продавцами товаров-заменителей и иностранными производителями данного товара. Однако если взять маленький город, то ситуация «чистой» монополии будет довольно типичной (единственный аэропорт, одна железная дорога, одна электростанция, одна бензоколонка и т. п.). В этих условиях производитель полностью контролирует объем предложения, т. е. обладает монопольной властью и оказывает сильное влияние на цены.

Монополия естественная – возникает в следующих ситуациях: 1) в данной сфере деятельности конкуренты не могут появиться по причине ограниченности природных ресурсов (например, добыча и обработка алмазов в России сконцентрированы в республике Саха (Якутия) в связи с месторождениями данного ресурса) или исключительного права на какой-либо ресурс (например, компания DeBeerse), а потому контролировать какой-либо рынок; 2) по экономическим причинам целесообразна концентрация производства в руках одного крупного предприятия из-за существенной экономии на масштабах производства и сбыта (электрические, газовые предприятия, линии связи, железнодорожный транспорт и др.). В России примером монополии может служить РАО «ЕЭС России».

Монополия административная (государственная) – ситуация на рынке, которая формируется целенаправленно на основе регулирующей деятельности государства через законодательное ограничение доступа конкурентов в данную сферу деятельности с целью получения сверхприбыли и обусловлена выдачей лицензий, например, на добычу сырья, на осуществление космических исследований, на производство оружия, алкоголя, табака, наркотических лекарственных препаратов и т.п. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии.

Монополия двусторонняя – ситуация на рынке, когда единственному производителю товара соответствует единственный же покупатель данного товара.

Монопсония – это господство на рынке одного покупателя; ситуация со стороны спроса на товар. Монополистическая власть над ценой в отличие от монополии проявляется здесь через понижение цен на покупаемые товары и ограничение объема покупки. В России монопсония имеет место в газовой отрасли, в которой существует множество компаний по добыче газа, но получить доступ к газопроводу они могут, только продавая газ компании «Газпром» – владельцу газопровода. Наиболее часто монопсония проявляется на локальных (местных) рынках сельскохозяйственной продукции и рабочей силы. Например, молокозавод, являющийся единственным в данном районе и приобретающий у сельхозпроизводителей молоко на переработку; текстильная фабрика, являющаяся градообразующим предприятием в поселке городского типа и покупающая основную массу рабочей силы данного населенного пункта.

Антимонопольное регулирование - деятельность государства по противодействию монополиям. Важнейшим средством является антимонопольное законодательство пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией. Методы антимонопольного регулирования бывают прямые (запреты, экономические санкции, меры уголовной ответственности) и косвенные (налогообложение, кредитование, регулирование цен, финансовая поддержка при создании новых предприятий в отрасли). Начало антимонопольному законодательству было положено в США в 1880г. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль над ценами и контроль за слиянием компаний. В России в 1991 г. принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП).

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – рыночнаяситуация в отраслях, производящих потребительские товары (парфюмерно-косметическая, обувная, пищевая, швейная промышленность и др.). В ней имеют место черты свободного рынка и монополии. Как и на рынке совершенной конкуренции здесь действует множество фирм и имеется достаточно свободный вход и выход с рынка. Однако, как и при монополии, каждая фирма имеет определенную власть над ценой, так как продает товар, имеющий значительные отличия от товаров конкурентов (качество, сорт, дизайн, упаковка, дополнительные услуги, оригинальность и др.), и ориентируется на определенную группу покупателей (по уровню дохода, по вкусам, типу поведения). Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен, каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику, предсказать и учесть действия всех остальных участников конкурентного процесса практически невозможно. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя при сбыте своей продукции. Дифференциация товаров может основываться не только на различиях в качестве, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием, т. е. на неценовых факторах (упаковка, реклама, обслуживание, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и его сроки и т. п.). На данном рынке нет высоких барьеров для вступления в отрасль, но существуют лицензии, патенты, фабричные клейма или торговые марки.

Дифференциация продукта – предмет, продаваемый на рынке не является стандартизированным. Дифференциация продукта может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых потребителями отличий.

Олигополия – рыночная ситуация, когда несколько крупных фирм владеют рынком и делят сферы влияния на нем (распространена в автомобильной, сталелитейной, алюминиевой промышленности, в самолетостроении). На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения в отрасль, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы. Широко используется неценовая конкуренция. Различают олигополии с однородным продуктом (производство алюминия, стали) и с дифференцированным продуктом (автомобили, самолеты, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы и т.д.). В России примером олигополистического рынка является рынок нефти и нефтепродуктов, рынок авиаперевозок, рынок сотовой связи и др.

Олигопсония – рыночная структура с несколькими крупными покупателями, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса или готового продукта. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы осознают взаимозависимость.

Темы докладов:

1. Инфраструктура рыночной экономики.

2. Рынок и ожидания потребителей и производителей.

3. Совершенная и несовершенная конкуренция.

4. Ценовая и неценовая конкуренция.

5. Международная конкуренция на отраслевых рынках.

6. Конкурентоспособность отраслей российской экономики.

7. Монополии. Олигополии.

8. Естественные монополии и их роль в экономике.

9. Антимонопольная политика государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: