Ключевые слова

Провалы (фиаско) рынка – следствие законов рынка, которые вызывают к жизни тенденции к неопределенности, нестабильному развитию экономики, сопровождаемому кризисами, инфляцией, безработицей, к усилению неравенства в распределении доходов населения, ограничивают возможности развития сфер, связанных с производством общественных благ (сферы социального и муниципального потребления, инфраструктуры экономики, сфера социальной защиты населения, сфера поддержания равновесия национальной экономики, регулирования стабильности развития, занятости и инфляции). К провалам рынка относят также существование монополий; возникновение не компенсируемых рынком внешних эффектов (экстерналий) и внутренних эффектов (интерналий). Одной из причин провалов рынка считают асимметричность информации. Пробелы (недостатки) рынка компенсирует (восполняет) государство.

Неопределенность – недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий на всех уровнях экономической системы.

Неопределенность внешняя – функция объема доступной информации в отношении фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации.

Асимметричность информации (в экономике) – ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. В результате возникает явление неопределенности – недостатка информации о вероятных будущих событиях. В условиях асимметричности информации и неопределенности люди в осуществлении своей экономической деятельности неизбежно идут на риск. В результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, т. к. ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.

Интерналии (внутренние эффекты) – издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при ее заключении (обнаруженный брак, нарушенный договор одной стороной, выгода у работодателя от самообразования наемного работника и др.).

Экстерналии (внешние эффекты) – издержки или выгоды, возникающие при производстве или потреблении какого-либо блага, которые падают на «третьих» лиц, не участвующих в данной рыночной сделке, и не получают отражение в ценах. Для сокращения перепроизводства товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнения недопроизводства товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Видный представитель неоклассической школы Артур Пигу (1877–1959) предложил в качестве решения данной проблемы использовать корректирующие налоги и субсидии. Однако корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью возникающие проблемы, т. к. в реальной практике довольно трудно исчислить предельные издержки и выгоды.

Отрицательные внешние эффекты (экстерналии) не компенсируемыерынком издержки, возникающие при производство или потребление какого-либо блага у третьей стороны. Отрицательные внешние эффекты (МЕС) показывают разность между социальными издержками (MSC) и частными издержками (MPC): MSC = MPC + MEC. Классический пример – загрязнение окружающей среды. При этом экономическое благо продается или покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительные внешние эффекты (экстерналии) – не компенсируемые рынком выгоды, возникающие у третьей стороны при производстве или потреблении какого-либо блага. Классический пример – услуги образования или здравоохранения. MSB = MPB + MEB, где MSB – предельные общественные выгоды, MPB – предельные частные выгоды, MEB – предельные внешние выгоды. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Корректирующий налог (налог Пигу) (Т) – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек, т. е. приближает рыночное равновесие к эффективному: MSB = MSC.

Корректирующая субсидия (S) – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующимся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам, т. е. повысить спрос на услуги, например, образовательных учреждений, до уровня, при котором MSB = MSC.

Государство – субъект рыночной экономики, под которым понимается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации.Государствовыступает как особый экономический субъект (государственное и муниципальное предпринимательство и др.), как гарант (соблюдение конституционных норм хозяйственной и социальной жизни) и как регулятор экономики (воздействие на народное хозяйство с помощью налогово-бюджетных и кредитно-финансовых рычагов, а также иными путями). Как субъект собственности государство преследует общенациональные цели, ориентируется, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения, повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках.

Государственное регулирование экономики – функция государственного управления, обеспечивающая функционирование управляемых объектов, процессов в рамках заданных государством параметров, законодательных норм, правил. Выделяют прямое и косвенное государственное регулирование. Государство призвано поддерживать конкурентную среду и регулировать правила деловой «игры» на рынке, привнося планомерность в экономику, и «восполнять» рынок там и постольку, где и поскольку он не в состоянии решать проблемы социально-экономического развития. В длительной перспективе государственное регулирование осуществляется через прогнозирование и программирование.

Экономическая стратегия – форма долгосрочного управления социально-экономи­ческими процессами на разных уровнях экономической системы. Экономическая стратегия выра­батывается государством. Она рассчитывается на 10–15 лет: оп­ределяются долгосрочные цели развития в разрезе всей национальной экономики, ее сфер и секторов, отдельных отраслей и регионов; отбираются наиболее эффективные пути, средства и методы их достижения. Наме­чаемые ориентиры характеризу­ются взаимоувязанной системой основных макроэкономических показателей: темпами роста вало­вого внутреннего продукта (ВВП), промышленного и сель­скохозяйственного производства, уровнем благосостояния населе­ния и его доходов, темпами инф­ляции и др.

Экономическая политика – система методов, инст­рументов и форм государственно­го воздействия на социально-экономические процессы, реализую­щая тот или иной тип экономиче­ской стратегии. В зависимости от этапа развития страны и конк­ретной социально-экономической ситуации в соответствии с приня­той экономической стратегией на первый план выступают различ­ные методы и формы экономиче­ской политики: бюджетно-налоговой или кредит­но-денежной.

Планомерность – это сознательно поддерживаемая государством пропорциональность в общественном развитии, т. е. это то, на что направлен хозяйственный механизм.

Планирование – составная часть управления экономической системой и решения перспективных и текущих задач развития экономики. Охватывает разработку и практическое осуществление планов, пути и средства их достижения. Планы делятся на перспективные(долгосрочные, сроком на 10–15 лет), среднесрочные(на 3–5 лет) и текущие(краткосрочные, на период до одного года). Различают планы директивные, подлежащие строгому исполнению, и индикативные,то есть советующие планы, близкие к прогнозам. Планы разрабатываются на уровне всего хозяйства страны (государственные, национальные планы), по отдельным отраслям и регионам, на уровне предприятий, фирм. Кроме того, выделяется планирование отдельных видовресурсов (например, финансовое планирование), социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В экономике рыночного типа гораздо более распространено планирование на уровне компаний, фирм в форме бизнес-планов. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки Особой формой планирования является программирование.

Индикативное планирование – недирективное, рекомендательное, ориентирующее планирование на государственном уровне. Государственные и региональные индикативные планы (планы-прогнозы) составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться в своей деятельности, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями.

Программирование – соединение экономического прогнозирования с длительным целевым государственным регулированием.

Прогнозирование – это научно обоснованное предположение будущего состояния экономики или отдельных ее частей, а также путей и способов достижения этого состояния.

Прямое (административное) государственное регулирование – регулирование, осуществляемое посредством законодательных актов и основанных на них действий власти. Прямое (административное) вмешательство выражается в том, что государство в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие в предпринимательской деятельности, является собственником предприятий (непосредственно действует в госсекторе). В странах с развитой рыночной экономикой прямое вмешательство государства ограничено. Главный недостаток административных методов состоит в том, что они ограничивают свободу экономического выбора.

Косвенное (экономическое) государственное регулированиерегулирование экономики, опирающееся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм.

Государственный сектор экономики (госсектор) – совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми, нанимаемыми ими лицами; сектор экономики, противоположный частному. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях, требующих больших капиталовложений и подверженных периодическим кризисам (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). В собственности государства находится значительная часть земель (чаще всего несельскохозяйственного назначения); предприятия, производящие общественные блага.

Экономическая безопасность страны – состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития, неуязвимость и независимость экономических интересов страны по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Темы докладов:

1. Современная рыночная экономика и производство общественных благ.

2. Неопределенность в рыночной экономике. Риски.

3. Концепции государственного регулирования экономики.

4. Функции государства в современной рыночной экономике.

5. Государственный сектор экономики.

6. Государственные корпорации и их роль в экономике.

7. Планирование и прогнозирование в условиях рынка.

8. Государственное регулирование экономики в СССР.





double arrow
Сейчас читают про: