Основной категориальный аппарат, знанием которого должны владеть обучаемые

Прикладная социология, социологическое исследование, программа исследования, опрос, наблюдение, документ в социологии, контент-анализ, эксперимент, экспертная оценка, генеральная и выборочная совокупность, репрезентативность и надежность выборки, количественные и качественные методы анализа и обобщения данных.

Список литературы

1. Агабекян Р.Л., Кириченко М.М., Усатиков С.В. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании: Учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 192 с.

2. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – 288 с.

3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.

4. Бикметов Е.Ю., Ли С.А. Социологическое обеспечение управления рекламной коммуникацией. Уфа: РИО БАГСУ, 2003. – 61 с.

5. Голиков В.Д., Ахметшин А.Х. Прикладная социология. Учебно-методический комплекс. – Уфа: НОУ «Межотраслевой институт», 2006. – 134 с.

6. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие / А.С. Готлиб. – М.: Флинта, МПСИ, 2005. – 384 с.

7. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.

8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Книжный Дом «Университет», 2002. – 296 с.

9. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998. – 144 с.

10. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 176 с.

11. Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учебно-методическое пособ. – М.: ИКЦ «МарТ; Ростов н/Д.: ИЦ «МарТ», 2005. – 144 с.

12. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. В 2-х т. – М.: Academiа, 1995. – 200 с.

13. Прикладная социология: Учеб. пособие. / Под ред. Ю.С. Колесникова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 320 с.

14. Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 1989. – 512 с.

15. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии / Учеб. пособие. – М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. – 224 с.

16. Шалак В.И. Современный контент-анализ. – М.: Омега-Л, 2004. – 272 с.

17. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», Книжный дом «Университет», 1998. – 596 с.

Контрольные вопросы

1. Как Вы понимаете утверждение: "социологическое исследование есть система методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью"?

2. Какие основные виды социологических исследований Вам известны?

3. Какие содержательные различия между существующими видами социологических исследований Вы можете назвать?

4. Какие конкретные методы организации социологического исследования используются в современной социологии?

5. Изложите содержание основных методов сбора социологической информации, используемых при проведении конкретных социологических исследований.

6. Что представляет собой программа социологического исследования?

7. Из каких разделов состоит программа исследования?

8. Что такое объект и предмет исследования?

9. Что такое цель исследования?

10. В чем состоит разница между генеральной и выборочной совокупностями исследуемых объектов?

11. Что такое репрезентативность выборки?

12. Как сформулировать гипотезы?

13. Как применяется метод наблюдения, и каковы его основные разновидности?

14. Какие виды опроса используются при проведении социологических исследований, каковы их особенности?

15. Что представляет собой метод социометрии?

16. С какой целью используется метод социального эксперимента?

Тесты промежуточного контроля по теме 2.

1. Процедуры социологического исследования – это:

а) последовательные операции по организации исследования

б) методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации

в) способы построения и обоснования научного знания

г) теоретическое обоснование проблемы и логики исследования

2. Что означает «операционализация» понятий?

а) детализация до уровня однозначно понимаемых терминов

б) усложнение понятий

в) составление совокупности родственных понятий

г) поиск эмпирического индикатора понятия

3. Что из перечисленного не относится к инструментарию социологического исследования?

а) анкеты

б) бланки интервью

в) личные документы интервьюера

г) карточки для фиксации наблюдений

4. Что понимается под валидностью шкалы измерения?

а) правильность выбора индикатора

б) полнота

в) точность

г) чувствительность

5. Какого метода исследования не существует?

а) экспертного опроса

б) полевого эксперимента

в) выключенного наблюдения

г) фокусированного интервью

6. Среднее количество респондентов, участвующих в фокус-группе:

а) от 10 до 20 человек

б) от 6 до 12 человек

в) от 50 до 100 человек

г) от 2 до 5 человек

7. Какого типа выборки не существует:

а) случайной

б) квотной

в) гнездовой

г) квадратной

8. В контент-анализе к качественным (смысловым) единицам относятся: а) категории и их индикаторы в тексте

б) названия публикаций

в) количество строк

г) сведения об авторах

9. Что из перечисленного можно считать преимуществом интервьюирования?

а) простота и быстрота

б) возможность быстрого получения информации о респонденте

в) возможность зафиксировать реакцию респондента на вопросы

г) малые финансовые затраты

10. С каким утверждением Вы не согласны?

а) социометрический анализ необходим при изучении неформальных связей в социальных группах

б) социометрический анализ менее точен, чем включенное наблюдение

в) социометрический анализ сложно осуществить в больших группах

г) социометрия используется и в социальной психологии



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: