Вопрос о ценности, – указывал Антонович, – «основной вопрос в политической экономии: от того или иного решения его зависит решение почти всех остальных вопросов этой науки. Такое значение вопроса о ценности понимали все экономисты, а некоторые из них даже сливали границы его с границами самой экономической науки»[286].
В основе учений экономистов о сущности и законах ценности, – пишет Антонович, – лежат обыденные факты, о которых судят с различных точек зрения. Одни экономисты смотрят на ценность с точки зрения потребления, другие с точки зрения распределения, третьи с точки зрения производства и, наконец, четвертые, которые могут быть названы эклектиками, употребляют для уяснения понятия и законов ценности все три изложенные воззрения. Вся литература о ценности сводится к этим подходам, вызвавшим «бесчисленное множество споров и пререканий».
По мнению Антоновича, понятие о ценности с точки зрения потребления лучше всего разработано в теории Шторха; понятие ценности с точки зрения обмена нашло в известной степени последовательных выразителей в лице Мальтуса, Маклеода и Бастиа; воззрения на ценность с точки зрения производства наиболее последовательно развито в учениях Рикардо и Кэри. К представителям эклектического направления в учениях о явлениях ценности принадлежат Смит, Сэй и Дж.Ст.Милль.
|
|
Антонович указывает, что ценность любого экономического блага «определяется не размером пожертвований, необходимых для производства или приобретения» его, «а наоборот, определяет размер этих пожертвований»[287]. Эти слова Антоновича свидетельствуют о том, что величину затрат производителя на создание товара он ставил в зависимость от оценки данного товара потребителем, готовым заплатить за него ту или иную сумму денег. Любой «продукт не потому имеет высокую ценность, что на производство его затрачено много издержек, а, наоборот, на производство этого продукта потому только затрачено много издержек, что он высоко ценится»[288], – аргументировал свою мысль российский ученый;
Изучая проблему денег, в которых находят конкретное выражение ценность товаров, Антонович называет их преимущественно «фактором распределения». Деньги можно назвать лишь «номинальным капиталом, т. е. таким орудием, при посредстве которого могут быть приобретаемы действительные капиталы».
Исследование Антоновичем бумажных денег приводит его к заключению, что они сохраняют свою роль в народном хозяйстве только до тех пор, пока заменяют собою звонкую монету. Всякий излишний их выпуск сопровождается «неблагоприятными последствиями», т. е. инфляцией, при которой бумажные деньги теряют часть своей цены, что вызывает имущественные потери граждан[289].