Закон самосохранения. На жизненном пути практически каждой организации встречались ситуации, когда она оказывалась на грани существования

На жизненном пути практически каждой организации встречались ситуации, когда она оказывалась на грани существования. При этом одни из них разорялись, другие находили необходимые ресурсы и, преодолев трудности, развивались дальше. Любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий, в частности, недопущения серьезных потрясений, которые могут привести к потере организационной устойчивости; сохранения внутреннего единства и внешних границ; расширения сферы деятельности; экономии находящихся в распоряжении ресурсов. Таким образом, самосохранение организации обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития.

Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал.

Закон можно записать в виде формулы

где П – потенциал организации в области i (финансы, технологии, ресурсы и т.д.), способствующие ее развитию;

Р1 – ресурс внешнего разрушительного воздействия;

Р2 – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Левая часть в формуле называется энергия удержания (У), а правая – энергия ликвидации (Л).

Общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

Для организации особенно важен показатель, называемый «уровень самосохранения» (УР), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленная на объем ресурсов удержания.

.

Если значения УР находятся в пределах 0…300, то организация работает нормально и эффективно. При любых других значениях нужно принимать срочные меры.

Р1 и Р2 могут влиять на состояния организации как позитивно, так и негативно. В случае, если конкуренты хотят вытеснить с рынка компанию, они затрачивают на это время и финансы. При этом компания, которую пытаются ликвидировать, может:

а) не иметь ресурсов для борьбы. В этом случае она терпит существенные убытки или ликвидируется;

б) иметь достаточно ресурсов. В этом случае она остается на своих позициях;

в) активизировать свою деятельность. В этом случае она расширяет ассортимент своей продукции на рынке или завоевывает новый сегмент рынка.

При позитивном влиянии параметры Р1 и Р2 увеличивают как энергию ликвидации, так и энергию удержания, при негативном – только энергию ликвидации.

Чтобы существенно повысить ресурс организации руководитель должен:

– иметь в запасе новую технологию;

– постоянно повышать уровень профессионализма в коллективе;

– иметь информаторов в среде конкурентов;

– создавать союзы взаимного страхования с организациями, занимающимися аналогичным производством;

– поддерживать связи с внешней средой.

Таким образом, закон самосохранения предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельная часть, стремится сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий – недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости (например, конфликтов в коллективе и вне его; замена ключевых фигур в организации).

Для реализации закона самосохранения, по мнению одного из ведущих теоретиков в области менеджмента М. Портера, необходимо следование трем стратегиям поведения организации на рынке:

1) достижение лидерства в минимизации издержек производства, в результате чего организация может за счет более низких цен на аналогичную продукцию завоевать большую долю рынка. Предприятия, использующие такой тип стратегии, должны добиваться хорошей организации производства и снабжения, высокого уровня профессионализма сотрудников и внедрять передовую технологию;

2) специализация в производстве продукции. В этом случае организация должна осуществлять курс на особо специализированное производство и добиваться лидерства в избранном виде продукции. Организации, предпочитающие этот тип стратегии, должны иметь развитую структуру НИОКР, а также маркетологов и дизайнеров высокого класса;

3) концентрация усилий организаций в выбранном рыночном сегменте. В этом случае организация может объединить две первых стратегии – снижение издержек и высокую специализацию в производстве продуктов. Однако для реализации стратегии третьего вида организация должна строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. конкретных клиентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: