Конкуренция и монополия: модели современного рынка

Конкуренция (в переводе с лат. – столкновение, состязание) – форма экономического соперничества между участниками рыночных отношений за источники сырья, сферы приложения капитала, рынки сбыта продукции с целью получения максимальной прибыли. Монополия (в переводе с греч. – один продаю) – такая ситуация на рынке, при которой один ее участник полностью контролирует все выделенные сферы столкновения интересов предпринимателей. Часто обострение конкурентной борьбы между предпринимателями вынуждает их вступать в соглашение друг с другом, создавать монопольное объединение (картель). В экономической литературе выделяют 4 модели рынка:

1. чистая (совершенная) конкуренция. В этом случае на рынке действует очень много мелких фирм, производящих однородную, стандартизированную продукцию (сельское хозяйство). Имеется свободный доступ на рынок и выход из него, т.е. нет никаких юридических или экономических барьеров, препятствующих открытию в отрасли новых фирм. Поскольку продукция однородна, покупатель ничьей продукции не отдает предпочтение и на нее может быть установлена единая цена. Доля каждого производителя в общем объеме продукции отрасли мала и ее изменения незначительны и не могут оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками рынка относительно объема производства продукции и цен. Контроль фирмы над ценой отсутствует. Фирма выступает как price-taker, принимая ту цену, которая складывается в отрасли в целом под влиянием колебаний спроса и предложения. Данная модель была характерна для экономики большинства развитых стран до середины XIX века, но затем с развитием концентрации производства положение стало меняться, т.к. крупные предприятия захватывали все большую долю рынков отдельных товаров;

2. монополистическая конкуренция. В этом случае число фирм все еще велико, но значительно меньше, чем на рынке чистой конкуренции. Так как фирм много, доля каждой фирмы в объеме производства продукции отрасли невелика, значит и контроль над ценой незначителен. Почти невозможен и тайный сговор между фирмами по поводу ограничения объема производства и регулирования цен. Продукт (обувь, одежда) дифференцирован, что проявляется в различных параметрах качества, условий продаж, послепродажного обслуживания, поэтому в рамках своей торговой марки каждый производитель является монополистом и может самостоятельно устанавливать цену на свою продукцию. Вход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала и степенью известности торговой марки. Важным инструментом конкурентной борьбы является реклама;

3. олигополия (в переводе с греч. – немного продавцов). В этом случае производство продукта сосредоточено на нескольких крупных предприятиях. Причем, продукты могут быть как однородными (электроэнергия, алюминий), так и дифференцированными (компьютеры, автомобили). Вступление в отрасль новых фирм затруднено, т.к. требуется значительный капитал и контроль над ресурсами. Степень контроля над ценой велика. Каждый производитель реагирует на действия конкурентов: он может следовать за любым изменением цены лидера, но может и проигнорировать его, может вступить в тайный сговор с ними или заключить соглашение о фиксации цен, разделе рынка;

4. чистая монополия. На рынке действует одна фирма, производящая уникальный продукт, не имеющий близких заменителей (жилищно-коммунальные услуги). Контроль над ценой значительный, фирма выступает как price-maker, т.е. самостоятельно устанавливает цену на свою продукцию. Вступление в отрасль новых фирм блокировано наличием юридических, экономических, технологических преград. Юридические препятствия связаны с необходимостью получения лицензии, патента, права собственности, экономические – определяются более высокими затратами на производство на впервые открывшемся предприятии чем на действующих, значительными размерами капитала и концентрацией других ресурсов.

Монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия относятся к несовершенной конкуренции.

Если обозначить общую выручку фирмы как TR (при этом TR = P*Q), общие издержки как TC, а прибыль как TR – TC, то в случае максимизации прибыли должно выполняться условие: MR = MC, где MR – предельная выручка, т.е. изменение общей выручки в связи с продажей дополнительной единицы продукции, а MC – предельные издержки, т.е. изменение общих издержек в связи с производством дополнительной единицы продукции. Это условие имеет математическое объяснение: функция достигает максимума, когда ее производная равна нулю, а производная разницы двух показателей равна разнице производных их значений.

На рынке чистой конкуренции, на котором цена постоянна, фирма выбирает такой объем производства продукции, чтобы получить максимальную прибыль, при котором предельные издержки равны цене, т.е. MC = P. А фирма-монополист выбирает комбинацию цены и объема производства продукции, при которых MR = MC, она стремится к максимальной совокупной прибыли, а не к максимальной прибыли на единицу продукции. В условиях монополии P > MC.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: