Тема 5. Монополистическая конкуренция
Оценка эффективности чистой монополии
Оценка эффективности чистой монополии осуществляется на основе сравнения рынка чистой монополии с рынком совершенной конкуренции, исходя из условия долгосрочного равновесия на рынке совершенной конкуренции.
Ре = min ATC MC (4.7)
Рисунок 4.8 – Объём производства и цена в условиях чистой монополии и совершенной конкуренции
Pm > Pc
1. Ре = minATC Ре = min → П.Э. (производственная эффективность).
2. Ре = MC → С.Э. (социальная эффективность).
Негативные стороны чистой монополии:
1. Не обеспечивается оптимальное использование ограниченных ресурсов, то есть не достигается П.Э. (Ре > minATC ).
2. Не достигается оптимального распределение ограниченных ресурсов ( Pm > MC ).
3. Наличие на рынке некоторого проявления “Х-неэффективности”.
4. Отсутствие стимулов к НТП.
Позитивные стороны чистой монополии:
1. Наличие экономической прибыли позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).
2. Монополист способен извлекать экономию на больших масштабах производства, то есть способен реализовать ПЭМ (положительный эффект масштаба).
3. Экономия на информационных расходах, связанная с монопольным положением производителя на рынке, то есть само имя производителя даёт исчерпывающую информацию о его продукте.
Ключевые понятия
Чистая монополия, естественная монополия, закрытая монополия, открытая монополия, регулируемая монополия, ценовая дискриминация, “Х-неэффективность”.
1. Основные черты монополистической конкуренции.
2. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде.
3. Равновесие монополистического конкурента в долгосрочном периоде.
4. Неценовая конкуренция и её издержки.
5. Оценка эффективности монополистической конкуренции.
Ключевые понятия
Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и имеющих свободный вход и выход с рынка. Монополистическую конкуренцию отличает производство дифференцированного продукта и наличие неценовой конкуренции. Рынок схож с совершенной конкуренцией по большому количеству производителей, с монополией – по возможности воздействия на рыночную цену в своем ценовом сегменте.
Теория «монополистическая конкуренция» рассмотрена американцем Чемберленом в книге “Теория монополистической конкуренции” и англичанкой Джоан Робинсон в книге «Экономика несовершенной конкуренции».
Чертами, отличающими монополистическую конкуренцию от других видов конкуренции, являются: дифференциация продукции, наличие множества продавцов, конкуренция по неценовым показателям. Монополизм в данной модели основан на дифференциации продукта, но ограничен большим числом конкурентов.
Признаками структуры монополистической конкуренции являются:
1. На рынке оперирует большое количество малых, средних и крупных производителей (меньше 20).
2. Фирмы производят неоднородный, дифференцированный продукт, то есть многообразные товары-субституты. Дифференциация продукта – это разнообразие потребительских условий и качеств сбыта товара, включающего в себя стиль, упаковку, условия реализации, услуги, сопутствующие продажи, пространственное местонахождение продавца, стимулированность сбыта посредством рекламы. Дифференциация позволяет обеспечить известную степень обособленности рынка для отдельной фирмы за счет разницы в цене субститутов и создать, тем самым, предпосылки для контроля над ценой (рынки обуви, одежды, рынки моющих средств, гостиницы и др.).
3. Рынок не защищён специальными барьерами, однако затруднения на входе в рынок могут сформировать: известные торговые имена, фабричное клеймо, торговая марка, известный бренд, знакомый логотип.
4. Фирма способна оказывать воздействие на рыночную цену в той степени, в которой она сумела узко отдифференцировать свой продукт, то есть предать ему неповторимое качество, свойство.
5. Типичным явлением для рынка становится неценовая конкуренция, которая может осуществляться по следующим основным направлениям:
· реальное совершенствование качества и потребительских свойств продукта;
· предоставление более привлекательных условий покупателям при продаже, например, рассрочка, кредит, свободный доступ;
· предоставление сервисных услуг покупателям: гарантийный и постгарантийный;
· широкая рекламная компания: брендинг, обслуживание;
· более выгодное местоположение фирмы относительно рынков сбыта и т.д.
Доступ к информации свободен. Из-за открытости рынка, равновесие в долгосрочном периоде достигается при безубыточности, однако, не исключается возможность получения экономической прибыли в ходе неценовой конкуренции.
2 Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде
Дифференциация продукции ведёт к тому, что монополистически конкурентная фирма может в определённых пределах управлять ценой. Иными словами, кривая спроса на её продукт имеет отрицательный наклон. Обладая некоторой монопольной властью, размер которой зависит от успеха в дифференциации своего продукта по отношению к продуктам других фирм, фирма – монополистический конкурент является ценоискателем и стремится установить цену, максимизирующую прибыль.
Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, достаточно эластичен, но всё-таки убывает (так как рыночная власть не велика). Кривая спроса более пологая, чем у чистой монополии, поскольку потребителям легче переключится на товары-заменители при повышении цены. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластична кривая спроса каждого продавца, то есть тем больше ситуация будет приближаться к совершенной конкуренции и тем меньше будет рыночная власть отдельной фирмы.
Первый шаг анализа модели монополистической конкуренции – исследование процесса принятия решений отдельной фирмой. Каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна монополии. Так как продукция её отличается от производимой другими фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса. Монополистически конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли и выбирает объём выпуска, при котором придельный доход равняется предельным издержкам (MR = MC), а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объёму.
Фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде могут получать прибыль или нести убытки.
а) модель максимизации прибыли
| Пmax |
| Qmc |
| П1 |
| ATC |
| Pmc |
| MR |
| MR |
| Q |
| P |
| ATC |
| Рисунок 5.1 – Случай максимизации прибыли фирмой в условиях монополистической конкуренции |
| D |
Находим оптимальный объем на рынке монопольной конкуренции по правилу MR= MC. Находим точку пересечения ATC и перпендикуляра, проецируем её на ценовую ось P – это, не что иное как, ATC. Разница между ценой и средними совокупными издержками есть прибыль на единицу продукции (П1 = Pmc – ATC). Заштрихованный прямоугольник – максимальная прибыль (Пmax = П1 *Q).
Если фирмы в краткосрочном периоде получали экономическую прибыль, то это стимулирует ко входу на рынок новых фирм-конкурентов, что приводит к увеличению видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих фирм. По мере того как спрос на продукцию присутствующих на рынке фирм падает, происходит снижение цены и, следовательно, уровня экономической прибыли.
б) модель минимизации убытков
| Уmin |
| У1 |
| Рисунок 5.2 – Случай минимизации убытков фирмой – монополистическим конкурентом |
| Pmc |
| ATC |
| MC |
| AVC |
| ATC |
| Q |
| MR |
| D |
| P |
| MC |
Находим точку пересечения MC и MR, проецируем её на количественную ось Qmc – это и есть оптимальный объем выпуска. Далее продолжаем перпендикуляр вверх до пересечения с кривой ATC,,точку пересечения проецируем на ценовую ось P – это, не что иное как, ATC. Разница между ценой и средними совокупными издержками есть убытки на единицу продукции (У1 = ATC – Рmc). Заштрихованный прямоугольник – минимальные убытки (У = У1 * Q).
Убытки, которые несут фирмы в краткосрочном периоде, подталкивают их к выходу с рынка. Так как часть фирм покидает рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается; уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. По мере того как спрос на продукцию оставшихся фирм растёт, убытки сокращаются.