Такой подход позволяет существенно расширить возможности использования для изучения субъекта деловой карьеры метода социального моделирования. Речь идет о создании модели делового человека, ориентированного на успех. Эта модель будет представлять собой систему идеальных (в виде черт и характеристик) элементов, их комбинаций, находящихся в отношении подобия к объекту исследования, т. е. к деловому человеку, и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами. Мы разделяем мнение В. Андреенкова и С. Шашнова о полезности использования моделирования для решения управленческих задач. Исследования свидетельствуют о возможностях использования его в качестве одного из методов самоменеджмента.
При этом необходимо опираться на способ прямого описания, при котором модель делового человека описывается языком, по существу совпадающим с естественным языком, выражающим характеристики и свойства делового человека.
Заметим, что элементы моделирования встречаются как в психологической, так и в управленческой литературе. Вот, к примеру, характерные черты “портрета” руководителя 20-х годов, директора автомобильного завода, который носит его имя, А. Лихачева:
|
|
1) оптимизм;
2) организаторский талант и инициативность;
3) собранность;
4) рационализм;
5) простота;
6) любознательность;
7) одержимость.
Понятно, что подобный “портрет” страдает излишней описательностью. Указанные черты трудно измерить, точно определить. Да и “набор” их весьма ограничен и укрупнен. Эти ограничения удалось частично преодолеть в другом наборе — качеств успешно функционирующего менеджера:
¾ концептуальность восприятия, т. е. способность представлять себе деятельность фирмы в целом и корректировать ее в соответствии с изменяющимися условиями делового мира;
¾ оперативность, т. е. способность выбрать оптимальный вариант действий из двух и более альтернатив;
¾ аналитичность мышления, т. е. умение эффективно применять научные методы анализа, в первую очередь инструменты количественного анализа, умение диагностировать проблему и вносить соответствующие коррективы в план деятельности фирмы;
¾ способность к администрированию, т. е. навыки принятия организационных решений и разработки процедурных вопросов;
¾ коммуникационность, т. е. умение доступно излагать свои идеи и разработки как в устной, так и в письменной формах;
¾ коммуникабельность, т. е. умение строить свои отношения с коллегами как на фирме, так и за ее пределами;
¾ определенный уровень технических знаний, включая специфические знания, необходимые для постановки и решения управленческих задач.
|
|
Подобный подход создает возможность для выделения и измерения степени развитости этих качеств, правда, весьма укрупненных, — определения уровней соответствия профессиональным требованиям: высший, средний и низкий. Результатом разукрупнения и дифференциации явился следующий перечень деловых и личностных качеств, которые должны быть присущи современному менеджеру:
1. Мировоззренческие и общекультурологические: убежденность; целеустремленность; эрудиция; интеллигентность; развитая интуиция.
2. Организаторские способности: умение создать “команду”; высокая личная самоорганизация; чутье на незаурядных людей; тяга к сотрудничеству; деловитость.
3. Технологические: владение конкретными видами технологий; умение разрабатывать, принимать, реализовывать решения; целенаправленное воздействие на социальные группы индивидов.
4. Инновационные: постоянный поиск новых решений; умение прогнозировать и предвидеть результаты деятельности; отсутствие боязни риска.
5. Психологические: оптимальный психосинтез волевых, мыслительных, эмоциональных и характерологических качеств; решительность и напористость; самообладание; воображение; нестандартность и критичность ума; оптимизм; общительность, коммуникабельность, обаяние.
6. Hравственные: честность; справедливость; совестливость; ответственность; трудолюбие; скромность; великодушие.
Для сравнения приведем набор качеств, которые выявляются у претендентов на руководящие должности в промышленно развитых странах: осмотрительность, агрессивность, самоподчинение авторитету, покорность, уверенность в себе, приспособляемость, добросовестность, скорость принятия решений, замкнутость, плутовство, честность, ригидность, упорство, оригинальность, целеустремленность, самоутверждение, самонадеянность, самооценка, социальная восприимчивость, прилежание, внушаемость, экстра- и интровертность, жизнерадостность и депрессивность, оптимизм и пессимизм, непринужденность, отношение к алкоголю, общительность, интеллект, сыновние и родительские чувства и др.
Практическая психология менеджмента вносит свое видение моделирования в разработку психологических “портретов” делового человека, а также, что особенно ценно для нашего исследования, психологического “автопортрета”.
В основе такого подхода лежит “теория черт” Р. Кеттеля, который выявил 16 наиболее важных, на его взгляд, личностных характеристик:
1) замкнутость — общительность;
2) интеллектуальность — ригидность мышления;
3) эмоциональная неустойчивость — эмоциональная уравновешенность;
4) стремление доминировать — готовность подчиняться;
5) сдержанность — экспрессивность поведения;
6) подверженность чувствам — высокая нормативность поведения;
7) робость — смелость;
8) жесткость — чувствительность;
9) доверчивость — творческое воображение;
10) прямолинейность — деликатность;
11) уверенность в себе — тревожность;
12) консерватизм — радикализм;
13) конформизм — самостоятельность, независимость;
14) низкий самоконтроль — высокий самоконтроль;
15) расслабленность — напряженность;
16) адекватность самооценки — завышение или занижение самооценки.
Дальнейшее развитие “теория черт” получила благодаря Р. Мейки, разработчику факторного анализа личности. Предложенные им 33 характеристики личности должны были бы, с его точки зрения, полностью и исчерпывающе описать личность. Вот эти характеристики:
1) уверенность в себе — неуверенность;
2) интеллектуальность (аналитичность) — ограниченность (отсутствие воображения);
3) зрелость ума — незрелость, подверженность влиянию;
4) рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, непоследовательность;
|
|
5) спокойствие (самообладание) — нервозность;
6) мягкость — черствость, цинизм;
7) терпимость — своеволие;
8) дружелюбие, покладистость, гибкость — ригидность, мстительность;
9) добросердечие, уступчивость — злобность, черствость;
10) реализм — аутизм;
11) сила воли — безволие;
12) добросовестность, порядочность — непорядочность;
13) последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность;
14) взрослость — инфантильность;
15) тактичность — бестактность;
16) альтруизм — эгоизм;
17) открытость (контактность) — замкнутость (уединенность);
18) оптимизм — пессимизм;
19) увлеченность — разочарованность;
20) общительность — необщительность;
21) активность — пассивность;
22) самостоятельность — конформность;
23) экспрессивность — сдержанность;
24) разнообразие интересов — узость интересов;
25) чувствительность — холодность;
26) серьезность — легкомыслие;
27) честность — лживость;
28) агрессивность — доброта;
29) бодрость — вялость;
30) смелость — трусость;
31) щедрость — скупость;
32) доминантность — подчиненность;
33) грустность — веселость.
Понятно, что этими характеристиками “портрет” личности не исчерпывается. Достаточно сказать, что современные исследования в области теории черт позволили выявить и описать около 200 подобных черт. Поэтому для практического самоменеджмента важно выделить набор основных характеристик, которые укрупненно охватывали бы всю их совокупность и были бы оценены и измеряемы.
Метод психологического “автопортрета” расширяет возможности практического самоменеджмента деловой карьеры. Во-первых, он учитывает не только деловые, социально обусловленные черты характера, но и наследуемые (полностью или частично): темперамент, характер и др. Во-вторых, этот метод опирается на психодиагностику, позволяющую выявить индивидуальные особенности и перспективы развития личности. Применяемое при этом тестирование создает возможности для индивидуального использования профессионально подготовленных методик в целях самопсиходиагностики.
|
|
В то же время метод психологического “автопортрета” не дает достаточного представления о “биологических” и “социальных” этапах модели человека.
Предлагаемый подход к человеку как биопсихосоциальной многоуровневой живой системе позволяет избежать этих и других ограничений описанных здесь методов.
Модель делового человека при этом охватывает все пять уровней системы. Структурный и функциональный уровни будут определять физическое состояние человека, его здоровье, общую работоспособность, психологический — состояние его нервной системы, темперамент, сознательный — задатки и способности интеллектуального свойства, поведенческо-деятельностный — навыки и приемы использования всей совокупности черт предыдущих уровней в практике деловой активности.
Кроме того, модель, построенная на таком подходе, вполне согласуется с современными теориями типологии личности (табл. 1.1).