Понятие, структура

В государственно-организованном обществе для обеспечения его существования и развития необходимы создание и деятельность различных государственных органов и государственных организаций. Вопрос о механизме государства, его понятии и соотношении с аппаратом государства в юридической литературе является дискуссионным.

В науке существуют два основных подхода:

1. Механизм государства и аппарат государства тождественны. В рамках этого подхода существуют два направления: а) механизм (аппарат) государства включает государственные органы; б) включает государственные органы и государственные организации.

2. Механизм государства и аппарат государства не тождественны (механизм государства шире по содержанию, чем аппарат государства; аппарат государства включает только государственные органы, а механизм государства – государственные органы и государственные организации).

Наиболее распространенным является второй подход в понимании механизма государства и его структуры.

Механизм государства – это совокупность государственных органов и государственных организаций, осуществляющих функции государства.

Функции государства первичны по отношению к механизму государства. Они появляются объективно из потребностей общества, и в этом смысле они объективны. Для их осуществления создаются государственные органы и государственные организации, образующие механизм государства.

Именно функции государства объективно обусловливают структуру механизма государства, прежде всего структуру государственного аппарата. Однако механизм государства создается людьми, поэтому большую роль играет субъективный фактор.

Если субъективный фактор отражает объективные закономерности и потребности общественного развития, то формируется такой механизм государства, который соответствует функциям государства. Это способствует повышению эффективности осуществления функций государства, а в конечном итоге – повышению эффективности государственного управления обществом.

Если субъективный фактор не отражает объективные закономерности и потребности общественного развития, то формируется такой механизм государства, который не соответствует функциям государства. Результатом этого является низкая эффективность осуществления функций государства, а в конечном итоге – низкая эффективность государственного управления обществом.

Элементы механизма государства:

1. Государственный аппарат – это система государственных органов, осуществляющих функции государства и наделенных государственно-властными полномочиями.

2. Государственные организации. Создаются по решению государственных органов, осуществляют функции государства в своей практической деятельности и не имеют государственно-властных полномочий внешнего характера.

Виды государственных организаций:

а) государственные учреждения (осуществляют функции государства в социальной, политической и иных сферах);

б) государственные предприятия (осуществляют экономическую функцию государства в ходе своей производственно-хозяйственной деятельности).

Отличия государственного органа от государственной организации:

1. Государственный орган осуществляет функции государства путем государственно-властной деятельности, государственная организация – путем практической деятельности (образовательной, культурной, медицинской, хозяйственной и т.п.).

2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями по отношению к внешним объектам (предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам). Государственная организация такими полномочиями не обладает.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина:

а) человек, его права и свободы есть высшая ценность;

б) государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

в) права и свободы человека и гражданина определяют деятельность государственных органов и их должностных лиц, обеспечиваются правосудием.

2. Принцип демократизма:

а) участие граждан в формировании и деятельности государственных органов;

б) осуществление государственной власти в соответствии с волей народа.

3. Принцип законности: полное, точное и неукоснительное осуществление государством, его органами и должностными лицами предписаний правовых норм.

4. Принцип разделения государственной власти и взаимодействия органов разных ветвей власти:

а) разделение единой государственной власти на три относительно самостоятельных и независимых ветви (законодательную, исполнительную, судебную);

б) взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти в осуществлении функций государства.

5. Принцип федерализма:

а) единство системы государственной власти;

б) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.

6. Принцип разграничения компетенции и взаимодействия государственных органов:

а) разграничение компетенции (предметов ведения и полномочий) между отдельными государственными органами;

б) взаимодействие государственных органов в процессе осуществления функций государства.

7. Принцип гласности: открытость деятельности государственных органов, информированность населения об их деятельности.

8. Принцип профессионализма:

а) государственная служба осуществляется на профессиональной основе, т.е. постоянно и за плату;

б) высокий уровень профессионализма и компетентности государственных служащих.

Реализация этих принципов при формировании и в процессе функционирования государственных органов позволяет обеспечить максимальную эффективность осуществления функций государства, а в конечном итоге – эффективность государственного управления общественными процессами.

Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, состоящий из государственных органов.

Орган государства – это организационно-обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее функции государства и наделенное государственно-властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1. Учреждается государством и образуется в порядке, предусмотренном нормами права.

2. Осуществляет от имени государства его задачи и функции.

3. Имеет организационную структуру.

4. Имеет территориальный масштаб деятельности, т.е. его властные полномочия распространяются на определенную территорию.

5. Имеет установленную в нормах права компетенцию (предметы ведения и полномочия).

6. Наделен государственно-властными полномочиями:

а) вправе принимать правовые акты, обязательные для исполнения адресатами;

б) вправе осуществлять контроль и (или) надзор за реализацией этих актов;

в) вправе применять меры государственного принуждения для обеспечения реализации этих актов.

Виды государственных органов:

1. По принципу разделения властей:

– органы законодательной власти (например, Федеральное Собрание РФ, Законодательное Собрание Нижегородской области);

– органы исполнительной власти (например, Правительство РФ, федеральные министерства);

– органы судебной власти (например, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды).

Кроме того, имеются государственные органы, не входящие ни в одну из ветвей государственной власти (Президент РФ, Генеральная Прокуратура РФ, счетные палаты, избирательные комиссии и ряд других).

2. По принципу федерализма:

– федеральные государственные органы (например, налоговые, таможенные органы);

– государственные органы субъектов федерации (например, Правительство и Уставный Суд области).

В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов.

3. По продолжительности существования:

– постоянные (например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, суды);

– временные (например, Временное правительство, существовавшее в России в 1917 г., Временная администрация Чеченской Республики в
1990-е гг.).

4. По сроку полномочий:

– органы с установленным сроком полномочий (например, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Законодательное Собрание области);

– органы, не имеющие срока полномочий (например, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, министерства, суды).

5. По характеру компетенции:

– органы общей компетенции (например, Правительство РФ, Правительство области);

– органы специальной компетенции (например, федеральные министерства).

6. По порядку осуществления полномочий:

– коллегиальные (в них решения принимаются коллегиально, например законодательные органы, Правительство);

– единоначальные (в них решения принимаются единолично, например Президент РФ, федеральные министерства).

7. По порядку образования:

– «первичные» (формируются непосредственно избирателями путем выборов, например Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ);

– «вторичные» или «производные» (население не принимает непосредственного участия в их формировании, например Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ).

Представленная классификация не является единственной и исчерпывающей. В науке существуют и другие классификации государственных органов.

5. ФОРМА ГОСУДАРСТВА:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: