Понятие, виды

Понятие источник права используется в трех основных значениях: 1) в материальном смысле (это общественные отношения, которые нуждаются в их правовом урегулировании); 2) в идеологическом смысле (это правосознание и, в первую очередь, правосознание субъектов правотворчества, которое обусловливает содержание норм права); 3) в формально-юридическом смысле (это внешняя форма выражения правовых норм).

Понятия форма права и источник права в формально-юридическом смысле тождественны.

Форма (источник) права – внешняя форма выражения, закрепления правовых норм, показывающая, каким образом государство объективирует (фиксирует) нормы права и в каком виде нормы права доводятся до сознания членов общества.

Виды форм (источников) права:

1. Правовой обычай – это санкционированное и обеспечиваемое государством исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения. Санкционирование государством обычаев осуществляется двумя способами:

а) путем нормативной отсылки к обычаю (а не путем его текстуального закрепления в нормативном правовом акте);

б) путем восприятия обычая правоприменительной практикой (в первую очередь, судебной), когда решения правоприменительных органов основываются на обычаях.

Совокупность правовых обычаев образует обычное право. Обычай становится правовым в случае его санкционирования государством. Правовыми становились не все обычаи, а только те, которые выражали продолжительную общественную практику, выражали единообразную практику, выражали правовые воззрения данного общества, соответствовали государственной политике.

Основные черты правовых обычаев: продолжительность существования; консервативность; постоянность соблюдения; локальный характер; множественность.

Правовой обычай – один из основных источников права в рабовладельческих и феодальных государствах. По мере развития общества, государства и права, с появлением других источников права сфера применения правовых обычаев быстро и резко сужается. Правовой обычай вытесняется другими источниками права и играет второстепенную роль в регулировании общественных отношений.

2. Нормативный правовой акт – это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, иногда называют писанным правом.

В рабовладельческих и феодальних государствах нормативные правовые акты были немногочисленны. Они регулировали относительно узкий круг общественных отношений. По мере развития общества, государства и права нормативные правовые акты постепенно вытесняют другие источники права и становятся одним из основных источников права (а в странах романо-германской правовой семьи они являются основным источником права).

3. Правовой прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер.

Виды правовых прецедентов: а) судебный прецедент (создается судебными органами); б) административный прецедент (создается другими органами).

Судебный прецедент является обязательным для судов той же или низшей инстанции. При этом обязательным является не все решение или приговор, а только «сердцевина дела», т.е. суть правовой позиции судебного органа, на основе которой выносится решение.

Черты правового прецедента: казуистичность; множественность; противоречивость; гибкость.

Правовой прецедент – древнейший источник права. Путем создания правовых прецедентов право формировалось практически во всех странах. Однако роль и значение правового прецедента как источника права были неодинаковы в различных странах и в разные исторические эпохи. Правовой прецедент широко использовался в государствах древнего мира и в средние века. В настоящее время в странах англо-саксонской правовой семьи правовой прецедент по-прежнему является основным источником права.

В странах романо-германской правовой семьи на рубеже XVIII–XIX вв. основным источником права становится нормативный правовой акт, а правовой прецедент перестает признаваться в качестве источника права. В ХХ в. в некоторых странах романо-германской правовой семьи прецедентный характер стал признаваться за решениями высших судебных инстанций.

Признание правового прецедента источником права означает признание наличия у суда правотворческой функции.

4. Нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права (например, коллективные договоры, международные договоры, федеративные договоры).

Нормативный договор имеет много общих черт с нормативным правовым актом. Но есть у него и специфические черты: он представляет собой акт добровольного, взаимного волеизъявления сторон, в отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления компетентного субъекта правотворчества.

Нормативный договор как источник права необходимо отличать от договора как индивидуального юридического акта, который выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Наибольшее значение нормативный договор как источник права имеет в международном праве, в конституционном, административном и трудовом праве.

5. Религиозные тексты и акты органов управления религиозных организаций. Источниками права в некоторых государствах являются своды религиозных правил, содержащихся в священных книгах, а также в актах, принятых органами управления религиозных организаций. Их юридическая сила может превосходить юридическую силу актов, принятых государством.

Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии была велика. Она оказывала существенное влияние на право конкретного государства. Государство, соприкасаясь с религиозной властью и не желая вступать в противостояние с ней, придавало юридическую силу религиозным нормам. Таким образом, получая государственную поддержку, религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, приобретали характер источника права.

Религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, являются источниками права и в некоторых современных государствах, которые входят в семью религиозного права (например, в мусульманских государствах основной источник права – Коран; в индуистских странах – Шастры, Веды). Но и в этих странах в последние десятилетия все большее распространение получает нормативный правовой акт как источник права.

6. Юридическая наука (правовая доктрина). Правовая доктрина – это правовые позиции ведущих ученых-юристов, содержащиеся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.

Юридическая наука призвана вырабатывать наиболее рациональные и эффективные правила принятия, толкования и реализации норм права, давать систематические глубокие знания обо всех сторонах юридической действительности. Однако на отдельных этапах развития общества и государства юридическая наука выступала и выступает в качестве источника права. В Древнем Риме в период республики аргументы из сочинений ведущих юристов часто фигурировали в судах и были для них обязательными.

В XIX–XX вв. значение юридической науки как источника права падает, и в большинстве стран она уже не признается в качестве источника права. Однако в некоторых странах при вынесении судебных решений иногда ссылаются на труды ученых-юристов, используя их в качестве дополнительной аргументации, а не источника права. В большинстве государств романо-германской (за исключением Швейцарии) и англо-саксонской правовой семьи юридическая наука не является источником права.

В странах религиозной правовой семьи (в первую очередь, в мусульманских) она является одним из основных источников права, так как в основу решений по конкретным делам кладутся не положения Корана непосредственно, а их разъяснения и конкретизация, которые даны ведущими мусульманскими учеными-юристами и богословами. При решении конкретного дела суд практически никогда не обращается к Корану или Сунне. Он ссылается на мнение ученого-юриста по данному вопросу, авторитет которого общепризнан.

В России до 1917 г. в решениях судов иногда использовалась научная аргументация, однако она имела бессистемный, случайный характер. Сейчас в Российской Федерации юридическая наука не является источником права, однако она имеет большое значение в процессах правотворчества, толкования и реализации права.

7. Правосознание – это правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, которые кладутся в основу решений по конкретным делам. Правосознание не является источником права, хотя играет существенную роль в правоприменительной деятельности. Однако на отдельных этапах исторического развития правосознание может выступать в качестве источника права (после Октябрьской революции 1917 г. в России правосознание признавалось источником права).

Из всех перечисленных источников права в Российской Федерации признаются в качестве таковых нормативный правовой акт, нормативный договор и правовой обычай. Однако основную роль в регулировании общественных отношений играет нормативный правовой акт, являющийся в силу этого основным источником права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: