Результаты факторного анализа прибыли и рентабельности позволяют выявить резервы их роста (рисунок 3.3).
Резервы роста прибыли:
1. Увеличение объема производства и реализации продукции.
2. Повышение цены реализации.
3. Снижение себестоимости продукции.
Рисунок 3.3 – Резервы роста прибыли
Резервы роста объема производства:
1. Увеличение выпуска товарной продукции за счет:
1) повышения объема производства продукции, на величину которого влияют:
- трудовые ресурсы: среднесписочная численность работников, средняя производительность труда;
- материальные ресурсы: количество потребленных материальных ресурсов, материалоотдача;
- средства труда: среднегодовая стоимость основных средств, фондоотдача.
2) уменьшения остатков незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.
Резервы снижения себестоимости:
1. Увеличение объема производства продукции за счет более полного использования производственной мощности
организации.
2. Снижение общей суммы затрат на выпуск продукции за счет:
|
|
- повышение эффективности использования трудовых ресурсов: создание дополнительных рабочих мест; уменьшение потерь рабочего времени;
- повышения эффективности использования материальных ресурсов: сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;
- повышения эффективности использования основных средств: приобретение новых объектов основных фондов;
- улучшение использования фонда рабочего времени машин и оборудования.
Резервы повышения цены:
1. Улучшение качества выпускаемых изделий.
2. Поиск наиболее эффективных рынков сбыта продукции.
3. Оптимизация объемов и сроков реализации продукции покупателям.
Резервы роста рентабельности:
1. Увеличение сумм прибыли от реализации продукции (работ, услуг).
2. Снижение себестоимости продукции.