Последовательность работы по формированию понятий о видах связи предложений в тексте

Работу по разграничению видов связи предложений в тексте целесообразнее начинать с анализа текста, в котором предложения связаны цепной связью.

I этап. Учитель предлагает прочитать текст и определить в нем тему и основную мысль.

Крот – подземное животное. Рыхлая плодородная почва служит ему домом. Передние лапы у крота как лопатки. Ему нипочем грубая работа. Целый день он трудится. Дождевой червь, проворная ящерица, зеленая лягушка – любимая еда крота. (По В. Пескову)

Учитель. «Найдите» тему в каждом предложении и подчеркните эти слова.

- Какие друзья–помощники соединяют предложения в единое целое? (Опорные слова.)

- Чем они выражены? (Повтором слова и местоимениями.)

- Посмотрите на иллюстрацию№ 3. (Иллюстрация № 3, приложение 2)

- В чем особенность опорных слов? Ответ обоснуйте, оперируя иллюстрацией. (Опорные слова обозначают тему, но выражают ее по-разному, то есть имеют различное написание и звучание. Опорные слова – это заместители темы. На иллюстрации это сестры-близнецы, различить которые можно лишь по одежде.)

Учитель. Обратите внимание, что в тексте слова-человечки, словно перекликаясь друг с другом, протягивают своим соседям-близнецам ручки, образуя цепочку. В этом случае мы говорим о цепной связи предложений.

- Запишите цепочку опорных слов данного текста.

Крот→ ему → у крота → ему→ он → крота.

- Обратите внимание, употребляется ли одно и то же слово в соседних предложениях? (Нет)

- Запомните, что повторять слова можно, как минимум, через предложение, и тогда текст будет мелодичным, читатель не будет «натыкаться» на камни повторяющихся слов.

Следовательно, если опорные слова – заместители темы употребляются в каждом предложении, то это текст с цепной связью предложений.

II этап. Следующим шагом при знакомстве с текстами с цепной связью предлагается задание на восстановление текста.

Учитель. Прочитайте то, что осталось от текста. Восстановите его, пользуясь словами для справок.

Продолжая свой путь, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую…. По той стороне … змеилась высокая трава…. … – неизменный спутник … человеческой. …, которую увидел Митраша, вела прямо на север. Поэтому мальчик смело пошел вперед.

(По М. Пришвину)

Слова для справок: поляна, белоус, тропа.

- Внимательно посмотрите на слова для справок. Как вы считает, какие это помощники текста? Ответ обоснуйте (Это ключевые слова, так как они не похожи друг на друга и имеют разное значение.)

- Что необычного вы замечаете при восстановлении текста. (Что ключевые слова повторяются в последующих предложениях.)

- Ключевое слово, повторяясь в последующем предложении, превращается в опорное слово. Оно, как скрепка, сцепляет предыдущее предложение с последующим, а в этом последующем уже появляется очередное новое ключевое слово, которое в следующем предложении также становится опорным, той же скрепкой и т.д. Эти скрепы – опорные слова, которые в соседнем предложении были ключевыми, соединяют предложения в непрерывную цепочку. Посмотрите: поляну → по той стороны поляны… белоус → белоус… тропы человеческой → тропа. Как будет называться такая связь предложений? Правильно, цепная.

Следовательно, если в предложениях наблюдается последовательная смена опорных слов – то это текст с цепной связью.

III этап. Учитель предлагает текст, в котором отсутствуют опорные слова, а используются только ключевые.

- Прочитайте текст. Определите его тему.

Хорошо весной в лесу! Кукушка начала первого мая и теперь осмелела. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют березки. Растут сморчки. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зеленой траве. (По М. Пришвину)

- Повторяется ли тема в каждом предложении словами-заместителями?

- Почему же текст тогда не рассыпается? (Автор позвал на помощь ключевые слова.)

- Подчеркните в тексте ключевые слова.

- Связаны ли между собой ключевые слова? (Только через общую тему.)

- Следовательно, для выражения темы текста порядок ключевых слов не строгий. Их можно менять местами.

- Попробуйте поменять местами предложения. Измениться ли смысл? (Нет.) Это потому, что все предложения связаны с главным предложение, в котором выражается тема. Это текст всеобщего равенства: все предложения одинаково связаны с темой текста. Предложения не зависят от друг от друга, они свободны, но при этом все же подчиняются главному закону – теме текста.

Таким образом, текст с предложениями, которые равны между собой по отношению к теме, в которых нет опорных слов, а есть только ключевые, называется текстом с параллельным видом связи.

IV этап. Следующим шагом в работе с понятиями о видах связи предложений в тексте является рассмотрение случаев, когда даже при опорных словах предложения имеют одинаковое строение и образуют текст с параллельным видом связи.

- Прочитайте текст.

Цветы в степи особенно красивы. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет целыми зарослями пахучая ромашка. Пунцовыми пятнами горит дикая гвоздика … (По А. Куприну)

- Определите тему текста. Запишите ее.

- О чем говорится в первом предложении? (О дроке.) Запишите.

- О чем говорится во втором предложении? В третьем и четвертом? Запишите. (О колокольчиках, ромашках и гвоздике.)

- Прочитайте запись. Что вы можете сказать об этих словах? Обозначают ли они одно и то же? (Конечно, колокольчик – это не ромашка и не гвоздика, но все они являются цветами, эти слова хоть и не близнецы, но все равно сестры. Они родственники.)

- Как мы назовем эти слова, если они родственники? (Опорные слова)

- Прочитайте внимательно каждое предложение. Посмотрите как расположены слова. Какой вывод вы можете сделать о построении этих предложений? (Строение предложений похоже, значит и предложения в этом тексте как родственники.)

- Поменяйте местами предложения, изменится ли смысл? (Нет)

- Как вы думаете, почему порядок предложений в этом тексте не строгий? Потому что предложения не только одинаковы по своему строению, но они одинаково связаны с главным предложением. Значит, перед нами опять текст равноправия, хотя и «живут» в нем опорные слова.

- Как же связаны предложения друг с другом? (Это текст с параллельным видом связи предложений.)

Следовательно, при одинаковом строении предложений в тексте с параллельной связью могут быть опорные слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: