Тренировочные задания. Задание 1. Прочитайте текст

Задание 1. Прочитайте текст.

Кулики живут на болотах, по берегам рек, озер. Кулики не плавают и не ныряют. Только бегают кулики у воды по берегу и кланяются, кланяются носом до земли. Носом кулики достают себе еду в тине, в иле, под камешками или в траве. (По В. Бианки)

- Определите тему текста. На какой вопрос нужно для этого ответить? (О чем/о ком данный текст? О куликах – это тема текста.)

- Что мы узнаем о куликах? Определите основную мысль, найдя главное предложение в тексте. (Кулики живут на болотах, по берегам рек, озер.)

- Какое слово повторяется в каждом предложении, чем оно является в тексте? (Кулики - тема текста.)

- Красиво ли звучит текст при повторении в каждом предложении одного и того же слова?

- Как вы думаете, если бы этот текст читал редактор, исправил ли он его? Как?

- Как можно еще назвать куликов? (Птицы, они)

- Можно ли, опираясь на содержание текста использовать оценочные слова? Если кулики постоянно бегают и кланяются-кланяются, то как их можно назвать? (Беднягами) А в предложении, в котором говорится, как кулики тяжело добывают себе корм, как можно заменить слово «кулики»? (Труженики)

- Отредактируйте текст, переписав его и заменив повторяющееся слово-тему.

- Сравните полученный текст с исходным. Какой вам больше нравится? Почему?

- Как называются слова, которыми мы заменили тему текста?

- Сформулируйте определение опорных слов.

Задание 2. Прочитайте текст. Определите тему и подчеркните слова, которые ее заменяют. Как они называются?

Тигр живет в зарослях. Шкура у него рыжая, полосатая. Выходит хищник на охоту ночью. Все звери тигра бояться. (По А. Гашину)

- Чем выражены опорные слова?

Задание 3. Прочитайте текст. Определите его тему.

Лебеди стаей летели из холодной страны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь. И другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водой… (По Л. Толстому)

- Найдите опорные слова – средства связи предложений друг с другом. Чем они выражены. (Лебеди – они.)

- Есть ли повторы в тексте?

- Попробуйте их заменить. Что при этом текст «теряет»? Сравните полученный текст и исходный. (В исходном тексте повтор местоимения они создает впечатление, что предложение, в котором говорится о полете лебедей через море, продолжается и продолжается, плавно перетекая в другие. Это позволяет автору передать длительность полета: день сменял ночь, а ночь сменяла день, но они по-прежнему летели и летели, не отдыхая. Следовательно, в данном тексте повтор местоимений оправданный коммуникативным намерением автора и рассматривается не как ошибка, а наоборот, как авторский стилистический прием.)

Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова. Обоснуйте свой ответ.

Очень давно, когда прапрадедушки нынешних тигров были еще совсем маленькими, жил на свете один ленивый ….

Завтрак … подавали в постель. Потом … чистил зубы и читал газеты.

Так … весь день больше ничего не делал. Только валялся в постели, ел конфеты, печенье и читал газеты. Иногда, правда, … опять засыпал.

Каждый вечер к … являлся королевский оркестр и играл для …. А когда музыканты кончали играть, … съедал несколько бисквитов, запивал их молоком, целовал в лоб королеву и сладко засыпал. (Д. Биссет)

В тексте пропущены слова: король, ему, он, король, он, нему, него, король.

- Что послужило вам подсказкой для определения главного пропущенного слова – король? (В тексте используются сочетания: играл королевский оркестр и целовал в лоб королеву.)

- На что указывают пропущенные слова? (Они указывают на тему текста – король.)

- Как называются эти слова и для чего они нужны в тексте?

Задание 5. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.

В лесной глубине, под душистым кустом шиповника, притаился диковинный домик, величиною с большой мухомор.

В дверцу его мог бы пролезть только мышонок, а веселое окошечко с ярко-белыми ставнями было вдвое меньше каждого из зубчатых листьев кустарника. Дом был окружен заборчиком из крепких древесных сучков. Около крыльца стояла круглая скамеечка и презабавный ушат для воды, сделанный из половинки ореховой скорлупы. Между иглами шиповника была протянута веревка, на которой висели пестрые рубашечки, штанишки и курточки, а на заборе выветривалась крохотная перинка, набитая пушком одуванчиков. В этом домике жил Маленький Люль. (М. Пожарова)

- Какое предложение выражает основную мысль? (Последнее предложение. В первом предложении обозначается тема текста– диковинный домик. А что мы узнаем самое главное об этом домике, что там жил Маленький Люль.)

- Найдите в тексте опорные слова. Подчеркните их и укажите, чем они выражены. (Опорные слова выражены однокоренными словами, а также словами, указывающими на часть целого[5].)

Задание 6. Прочитайте текст. Определите его тему.

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице. Оно щедро разбрасывало лучи во все стороны. И всем было весело. В виноградниках каждая ягодка ловила луч солнца и радовалась ему. Только туча злилась и ворчала на солнце. У нее было грозовое настроение. (По Дж. Родари)

- Озаглавьте текст. Что отражает заголовок?

- Определите основную мысль текста.

- Каких друзей-помощников «позвал» автор при строительстве этого текста. (Ключевые и опорные слова.)

- Назовите ключевые слова. (Солнце, все, туча.)

- Укажите опорные слова. (Солнце – оно, луч, на солнце; все – каждая ягодка; туча – у нее.)

Таким образом, при строительстве текста автор может позвать к себе на помощь не только опорные слова, отражающие тему и обеспечивающие музыкальность текста, и не только ключевые, которые связаны с темой и создают смысловой каркас текста, но и тех, и других одновременно.

Задание 7. Рассматривая художественные тексты мастеров слова, вы замечали, как разнообразно они заменяют тему текста опорными словами. Давайте посоревнуемся, кто больше и красивее подберет опорных слов к темам: снег, весна, солнце, колокольчик.

- А теперь посмотрим, кто подберет к этим словам самые яркие и красочные эпитеты?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: