Таблица №7
| Текст | ||||||
в
е
р
т
и
к
а
л
ь
н
а
я
| Языковые средства, соответствующие типу текста | Тип текста | Языковые средства, соответствующие типу текста | О р и е н т и р о в к а | П л а н и р о в а н и е | |
| Ключевые слова | Основная мысль | Ключевые слова | ||||
| Жанр | ||||||
| Стилистические языковые средства | Стиль | Стилистические языковые средства | ||||
| Опорные слова (Слова-связки) | Тема | Опорные слова (слова-связки) | ||||
| Ситуа-ция | ||||||
ось
| г о р и з о н т а л ь н а я | |||||
| Р е а л и з а ц и я | К о н т р о л ь | |||||
Таким образом, процесс создания текста соответствует этапам речевой деятельности и разворачивается как в глубину (вспомним глубинную структуру текста) по вертикали, так и в ширину (поверхностная структура текста) по горизонтали.
В соответствии с этим мы составили памятку-алгоритм «Я создаю текст», которая была апробирована в начальной школе и дала положительные результаты. В памятке выделяются три больших блока: «Обдумываю», «Создаю», «Проверяю», которые соотносятся с этапами речевой деятельности: первый блок – с ориентировкой и планированием (вертикальной осью текста), второй – с реализацией и третий блок – с этапом контроля (горизонтальной осью текста).
в
е
р
т
и
к
а
л
ь
н
а
я
ось






