Запорожская Сечь – устройство, быт, особенности

Запорожская Сечь – военно-политическая организация украинского казачества. Свое название получила от способа защиты казацких поселений от внешней опасности – «засеки», «сечи» - небольшие укрепленные поселения в плавнях и на островах бассейна Днепра. Запорожской Сечь называли потому, что располагались все сечи за порогами Днепра, которые в нескольких местах пересекали Днепр, на отрезке между Днепропетровском и Запорожьем. Всего было 12 порогов (Кодацкий, Сурский и др.), которые пересекали от берега до берега Днепр и тянулись на 100 км, после чего река разливалась в широкую заплаву – Великий Луг, где было много островов (более 250). В разное время Сечь располагалась на разных островах – Малой Хортице, Томаковке, Базавлуке и др.

Понятие «Запорожская Сечь» употреблялось в двух значениях: в широком – это все земли, которые находились в управлении и владении казаков, в узком – это центральное поселение, где находилось административное управление Сечи. Казацкие владения еще назывались – Вольности Войска Запорожского, а центральное поселение – Кош.

До середины XVI в. история Запорожской Сечи – как правило, более легендарная, и только к 1552 г. относятся достоверные исторические сведения о ней. Основание первой Запорожской Сечи на острове Малая Хортица историки связывают с именем первого казацкого гетмана[31] Дмитрия Вишневецкого.

Вишневецкий Дмитрий (Байда), 1516 – 1563 гг., первый украинский гетман, наследник княжеского рода Ольгердов. В 1550 – 1553 гг. был старостой Черкасского и Каневского уездов. В 1560 г. находился на службе у московского царя Ивана Грозного, а в 1561 г. возвратился в Украину. В 1563 г. осуществил военный поход в Молдавию, во время которого попал в плен и по приказу турецкого султана Сулеймана II был казнен.

Запорожская Сечь была превосходно укреплена. Посередине крепости находилась площадь, в ее центре – церковь Святой Покровы, с одной стороны – колодец, с другой – столб, возле которого карали виновных в нарушении сечевых обычаев. На сечевой площади полукругом располагались курени – длинные дома, покрытые камышом, а также дома старшины, канцелярия, пушкарня, склады, арсенал. Каждый курень имел свое название: Корсунский, Полтавский, Уманьский и т.д. Всего было 38 куреней. За крепостным укреплениями находился греческий дом, где жили иностранные послы и купцы. Крепость окружал пригород, где жили казаки-ремесленники. Вся территория Сечи делилась на 8, а затем 5 паланок (округов): Кодацкую, Самарскую, Орельскую, Ингульскую, Бугогардовскую, Прогноевскую, Протовчанскую, Кальмиусскую. Т.о., владения Запорожской Сечи охватывали земли современной Днепропетровской, Запорожской областей, а также частично – Кировоградской. Одесской, Николаевской, Херсонской, Донецкой областей.

Высшим органом власти на Сечи была казацкая рада. Она выполняла законодательные, административные, судебные функции. В ее работе участвовали все запорожцы. Решение принималось после того, как за него проголосует большинство. Как правило, рада рассматривала важные вопросы внутренней и внешней политики, проводила раздел земельных угодий, судила преступников. Важной функцией рады было избрание правительства Сечи – военной старшины, а также органов местной власти – паланковой или полковой старшины. В разное время численность казацкой старшины составляла до 150 человек. К этой категории относились: кошевой атаман[32], войсковой судья[33], войсковой есаул[34], войсковой писарь[35], войсковой обозный[36], военные служители: хорунжий, бунчужный, довбыш, канцеляристы; походные и паланковые начальники – полковник, писарь, есаул.

Общая численность запорожцев обычно не превышала 5 – 6 тысяч человек.

Особенности Запорожской Сечи

здесь не было крепостного права, вместо него использовался вольнонаемный труд.

в свои ряды запорожцы принимали всех независимо от их социального происхождения, национальности, религии. Но одним из главных объединительных факторов на Сечи была православная вера.

женщины и дети не допускались.

Запорожскую Сечь Н. Костомаров называл «христианской казацкой республикой», и это выражение стало классическим, ведь действительно Войску Запорожскому Низовому были присущи черты демократической республики (не было крепостничества, формальное равенство между всеми казаками, выборность всех казацких должностей).




double arrow
Сейчас читают про: