Запорожская Сечь – устройство, быт, особенности

Запорожская Сечь – военно-политическая организация украинского казачества. Свое название получила от способа защиты казацких поселений от внешней опасности – «засеки», «сечи» - небольшие укрепленные поселения в плавнях и на островах бассейна Днепра. Запорожской Сечь называли потому, что располагались все сечи за порогами Днепра, которые в нескольких местах пересекали Днепр, на отрезке между Днепропетровском и Запорожьем. Всего было 12 порогов (Кодацкий, Сурский и др.), которые пересекали от берега до берега Днепр и тянулись на 100 км, после чего река разливалась в широкую заплаву – Великий Луг, где было много островов (более 250). В разное время Сечь располагалась на разных островах – Малой Хортице, Томаковке, Базавлуке и др.

Понятие «Запорожская Сечь» употреблялось в двух значениях: в широком – это все земли, которые находились в управлении и владении казаков, в узком – это центральное поселение, где находилось административное управление Сечи. Казацкие владения еще назывались – Вольности Войска Запорожского, а центральное поселение – Кош.

До середины XVI в. история Запорожской Сечи – как правило, более легендарная, и только к 1552 г. относятся достоверные исторические сведения о ней. Основание первой Запорожской Сечи на острове Малая Хортица историки связывают с именем первого казацкого гетмана[31] Дмитрия Вишневецкого.

Вишневецкий Дмитрий (Байда), 1516 – 1563 гг., первый украинский гетман, наследник княжеского рода Ольгердов. В 1550 – 1553 гг. был старостой Черкасского и Каневского уездов. В 1560 г. находился на службе у московского царя Ивана Грозного, а в 1561 г. возвратился в Украину. В 1563 г. осуществил военный поход в Молдавию, во время которого попал в плен и по приказу турецкого султана Сулеймана II был казнен.

Запорожская Сечь была превосходно укреплена. Посередине крепости находилась площадь, в ее центре – церковь Святой Покровы, с одной стороны – колодец, с другой – столб, возле которого карали виновных в нарушении сечевых обычаев. На сечевой площади полукругом располагались курени – длинные дома, покрытые камышом, а также дома старшины, канцелярия, пушкарня, склады, арсенал. Каждый курень имел свое название: Корсунский, Полтавский, Уманьский и т.д. Всего было 38 куреней. За крепостным укреплениями находился греческий дом, где жили иностранные послы и купцы. Крепость окружал пригород, где жили казаки-ремесленники. Вся территория Сечи делилась на 8, а затем 5 паланок (округов): Кодацкую, Самарскую, Орельскую, Ингульскую, Бугогардовскую, Прогноевскую, Протовчанскую, Кальмиусскую. Т.о., владения Запорожской Сечи охватывали земли современной Днепропетровской, Запорожской областей, а также частично – Кировоградской. Одесской, Николаевской, Херсонской, Донецкой областей.

Высшим органом власти на Сечи была казацкая рада. Она выполняла законодательные, административные, судебные функции. В ее работе участвовали все запорожцы. Решение принималось после того, как за него проголосует большинство. Как правило, рада рассматривала важные вопросы внутренней и внешней политики, проводила раздел земельных угодий, судила преступников. Важной функцией рады было избрание правительства Сечи – военной старшины, а также органов местной власти – паланковой или полковой старшины. В разное время численность казацкой старшины составляла до 150 человек. К этой категории относились: кошевой атаман[32], войсковой судья[33], войсковой есаул[34], войсковой писарь[35], войсковой обозный[36], военные служители: хорунжий, бунчужный, довбыш, канцеляристы; походные и паланковые начальники – полковник, писарь, есаул.

Общая численность запорожцев обычно не превышала 5 – 6 тысяч человек.

Особенности Запорожской Сечи

здесь не было крепостного права, вместо него использовался вольнонаемный труд.

в свои ряды запорожцы принимали всех независимо от их социального происхождения, национальности, религии. Но одним из главных объединительных факторов на Сечи была православная вера.

женщины и дети не допускались.

Запорожскую Сечь Н. Костомаров называл «христианской казацкой республикой», и это выражение стало классическим, ведь действительно Войску Запорожскому Низовому были присущи черты демократической республики (не было крепостничества, формальное равенство между всеми казаками, выборность всех казацких должностей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: