На основе методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12 декабря 2006 года N СК-02-10/3685 спортивные школы можно подразделить на:
ü детско-юношеские спортивные школы общей физической подготовки (ДЮСШ ОФП);
ü детско-юношеские спортивные школы с отделениями по видам спорта (ДЮСШ);
ü специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР);
ü школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ);
ü училища олимпийского резерва (УОР);
ü физкультурно-спортивные клубы по месту жительства [1,5].
Различают ДЮСШ комплексные (по нескольким видам спорта) и специализированные (по одному виду спорта), кроме того ДЮСШ могут быть районными, городскими, областными, центральными и республиканскими.
Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.
Спортивные школы призваны:
а) вовлекать максимально возможное число детей в систематическое занятие спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним;
|
|
б) формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;
в) обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.
В соответствии с законом «Об образовании дополнительные образовательные программы реализуются за пределами определяющих его статус образовательных программ, т.е. данные программы необходимы для удовлетворения интересов и потребностей общества к тому или иному виду деятельности. Из вышесказанного следует, что разработка федеральных государственных образовательных стандартов по различным направленностям дополнительных образовательных программ законодательством РФ не предусмотрена. Прежде всего, это связано с тем, что рассматриваемые программы дополняют основные образовательные программы (разрабатываемые на основе федеральных государственных образовательных стандартов).
В России реализуются дополнительные образовательные программы следующих направленностей: научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, туристско-крае-ведческая и др.
Приказом Госкомспорта России от 28.06.2001 № 390 утвержден Типовой план-проспект учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР), в который по мере необходимости вносятся дополнения и уточнения. Во вводной части этого документа указано, чтоэффективность работы спортивных школ во многом зависит от учебных программ, поэтому постоянно существует необходимость в их совершенствовании. Для этого был разработан типовой план - проспект, отвечающий современным требованиям подготовки спортивного резерва, учебных программ по видам спорта для учащихся ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР [8].
|
|
В основу типового плана - проспекта учебной программы были положены нормативно - правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.
Принципы комплексности предусматривают тесную взаимосвязь всех сторон учебно - тренировочного процесса (физической, технико - тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения (спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства.) и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно - тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико - тактической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующегося разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
На основании нормативно-правовых документов функционирования спортивных школ, основополагающих принципов построения спортивной тренировки и анализа ранее изданных программ, были определены следующие разделы учебной программы:
ü объяснительная записка;
ü организационно-методические указания;
ü учебный план;
ü план-схема годичного цикла;
ü контрольно-нормативные требования; программный материал для практических и теоретических занятий;
ü воспитательная работа; психологическая подготовка;
ü восстановительные мероприятия; врачебный контроль;
ü инструкторская и судейская практика и др.
Содержание учебно-тренировочного процесса в школе независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности определяется дополнительной образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Для качественной подготовки дополнительной образовательной программы по виду спорта должны учитываться примерные требования к дополнительным образовательным программам. Содержание программы должно разрабатываться на основе требований Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ, учитывая материал допущенных к использованию учебно-тренировочных программ по видам спорта.