Психофизиологический уровень механизма воспитания

В процессе освоения социокультурного опыта в структуре личности учащегося, юного спортсмена формируются новообразования. А.Н.Леонтьев отмечает, что на протяжении истории человечества морфологические особенности мозга не изменялись. Материальным субстратом указанных изменений в психике людей они, поэтому быть не могут. Такую роль должны исполнять какие-то иные образования или, согласно А.Н.Леонтьеву, таковыми являются целостные функциональные системы мозговых процессов, функциональные объединения.

И.П. Павлов зафиксированную систему из условных и безусловных рефлексов, объединенных в единый функциональный комплекс, образующийся под влиянием стереотипно повторяющихся изменений и воздействий внешней и внутренней среды организма, назвал динамическим стереотипом. Образование динамических стереотипов в коре больших полушарий головного мозга лежит в основе совершаемых человеком привычных действий, привычного образа мыслей, чувств и т.п.

Дальнейшие исследования П.К. Анохина, А.Р.Лурия и других ученых подтвердили мысль, высказаннуюА.А.Ухтомским, о своеобразных функциональных органах нервной системы (психики). Под функциональным органом стали понимать прижизненно формирующуюся систему временных связей между отдельными участками мозга, обеспечивающую функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. В качестве примера функционального органа А.А.Ухтомский называет доминанту [5].

Для формирования функционального органа (личностного качества) важными являются два фактора: результат и эмоции, сопровождающие процесс активности. Это подчеркивают в своих работах П.К.Анохин и В.К.Вилюнас.В.К.Вилюнас выделяет эмоции успеха – неуспеха, которые подключаются к процессу регуляции деятельности и на основе накапливающегося опыта оповещают человека о достижимости целей и оправданности активности. Различают эмоции успеха-неуспеха: констатирующие, предвосхищающие и обобщенные.

Констатирующая эмоция успеха-неуспеха. В функциональном проявлении положительная эмоция, завершающая удавшиеся действия, его «санкционирует», закрепляет. Эта эмоция образует следы, актуализирующиесяпри сходных обстоятельства в будущем и склоняющие человека отдать предпочтения тем пробам, которые ранее завершались успехом. Отрицательная эмоция ведет к поискам новой комбинации действий ведущих, к успеху, задерживая неоправдавший себя способ достижения цели.

Предвосхищающие эмоции успеха-неуспеха, возникая при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют человеку о вероятном исходе действий до реального их совершения. Опыт многочисленных радостей и огорчений в прошлом, актуализирующийся в виде предвосхищающих эмоций, по мере накопления обобщаются. За эмоцией отчаяния лежит, как правило, не единичный неуспех, а ряд переживаний, следовавших за всевозможными и, тем не менее, безуспешными попытками приближения к цели. Подобным образом обобщаются переживания, предвосхищающие успех-неуспех на отдельных этапах сложной деятельности, так, переживания спортсмена по поводу отдельных моментов предстоящих соревнований сливаются в общую тревогу за исход в целом.

Обобщенная эмоция успеха-неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач [1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: