Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3

| | |

Иллюстрация 1 Иллюстрация 2 Иллюстрация 3

РЕЗЮМЕ

Задание 1. Прочитайте текст. Проанализируйте данную вам часть логической схемы, доработайте ее. Оцените логичность текста; если вам были замечены логические ошибки, подумайте, можно ли снять противоречие.

Социальная ностальгия как массовое явление в современной России

Проблема ностальгии стала актуальной в России после развала СССР, когда общество столкнулось с тем, что целые группы и общности людей стали испытывать сильную тоску по прошлому. Это показывали данные социологических исследований, массовые «левые» настроения людей и возросшая популярность «советского» среди многих слоев населения. В настоящее время интерес к идеологической стороне советского прошлого несколько поутих, но в общественной, политической и культурной жизни общества успешно используются старые практики, к которым люди успели привыкнуть за 70 лет.

Обострение интереса к данному социальному явлению обусловлено, во-первых, ситуацией смены базовых ценностей на постсоветском пространстве в целом и в России, в частности. Большинство исследователей выходят на проблемы, связанные с феноменом социальной ностальгии при рассмотрении противоречий переходного общества. Конфликт ценностей, установок, процессы адаптации к резко меняющимся социально-экономическим, социально-политическим, социокультурным условиям, так или иначе, опосредованы определенным самочувствием социальных слоев общества. Поэтому, когда переходные процессы в российском обществе стали предметом десятков исследований, социологи не могли не обратиться к анализу социальной ностальгии.

Во-вторых, социальная ностальгия начинает ощутимо влиять на социальные настроения и, следовательно, на процессы развития, реформирования и модернизации общества. Использование механизмов её формирования, поддержания и «подогрева» как в политической, так и социокультурной сферах позволяет манипулировать общественным сознанием и конструировать социальные настроения.

В-третьих, актуальность проблемы социальной ностальгии обусловлена общими тенденциями развития микросоциологии и её актуализации в отечественной науке. Социология стала все больше интересоваться человеком как «творцом» социальных миров. Его субъективные чувства, эмоции, переживания, обретая социальную, объективно-субъективную форму, становятся основными их конструктами, поэтому понятия социального настроения и самочувствия и сами эти явления всё чаще принимаются во внимание в процессе исследования социальных объектов.

Образы прошлого и анализ социальной ностальгии является предметом исследования автора с 2001 г. На основе эмпирических обобщений была разработана типология образов прошлого, которую нам удалось подтвердить и уточнить данными конкретно-социологических исследований, реализованных методов контент-анализа прессы. Нами были отобраны 180 статей из газет и журналов за период с 1995 г. по 2003 г. По следующему критерию: в статье должны были присутствовать образы прошлого, характерные для советского периода истории нашей страны. Единицей счета являлся целостный отрывок статьи, представляющий собой текст, посвященный отдельному образу прошлого. Фиксация этого образа осуществлялась по трем направлениям: первое это сфера общественной жизни, которая раскрывается в тексте, второе – ассоциации, непосредственно связанные с образом прошлого, третье – это конкретные объекты, предметы, явления и события – непосредственные референты прошлого в контексте интересующего нас образа.

Кроме того, при формировании концепции социальной ностальгии использовалась методика глубинного анализа нарративных интервью, которая позволила выявить коренные изменения в социальной памяти людей, вызванные эпохой перемен. Результатом этих изменений стало избирательное восприятие прошлого. Его разделение на «официальную», пропагандистскую часть, с одной стороны, и лучную, интимную – с другой, было закреплено устойчивыми стереотипами массового сознания. Для анализа этого феномена нами исследовались выходцы из бывшего СССР, проживающие в Финляндии (в группе опрошенных были представлены люди от 17 до 50 лет, живущие в городе Турку в Финляндии). Анализ нарративных интервью с мигрантами позволил выявить особенности восприятия Родины, вызванные сменой места жительства, коренными переменами в России, необходимостью адаптации в новой социальной среде и т.п.

Образы прошлого, используемые мигрантами при описании своей жизни в СССР, немногим отличаются от образов, к которым привыкли обращаться россияне. Восприятие прошлого в ситуации резких социальных изменений чаще всего происходит путем сравнения, сопоставления условий жизни, форм и видов деятельности, с имевшими место их аналогами в прошлом, а также и теми, которые характеризуют повседневную жизнь людей в других городах, регионах и странах. Таким образом, и в России, и за её пределами люди, проживавшие в СССР, оперируют примерно одинаковым знанием о прошлом, видоизменяя его с точки зрения настоящего.

В настоящее время воздействие на общественное мнение в России часто реализуется в рамках стратегий манипулирования ностальгическими настроениями, которые отражают стремление населения к стабильности и предсказуемости общественной жизни. Средства массовой информации перетолковывают образы прошлого на новый лад, облекая всем известные политические, идеологические и культурные образы в нейтральный либо позитивный контекст.

(Е. А. Широкова)

Логическая схема текста

Основной тезис – Социальная ностальгия стала массовым явлением в современной России.

Аргумент 1 – Социальная ностальгия распространяется из-за переходного характера современного общества.

Аргумент 2продолжите схему

……………..

Вывод-резюме - Воздействие на общественное мнение в современной России часто реализуется в рамках стратегий манипулирования ностальгическими настроениями, которые отражают стремление населения к стабильности и предсказуемости общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: